Радио СВОБОДА: 60 лет в борьба за права человека

Mar 06, 2013 09:59


Первое марта - не только День котов.
Первое марта 2013 года - 60-детие радио «Свобода», которое во времена СССР называли «свободным голосом народов Советского Союза».

Так что 1-го марта на очень правильную тусовку попал.
Отпраздновал 60-летие знакомого с детства радио «Свободы» в здании ЦК.

Да, празднование проходило в здании ЦК, в здании ЦК партии народной свободы Владимира Рыжкова, Михаила Касьянова, Бориса Немцова.
Лучшие люди страны собрались. С самой «Свободы», с «Эха Москвы». И вообще легендарные люди: Сергей Ковалев, Глеб Якунин, Алексей Симонов, Евгений Гонтмахер, Юрий Афанасьев, Ольга Романова...


Сергей Ковалев на вечере в офисе "Парнаса", где отмечали 60-летие радио СВОБОДА

Матвей Ганапольский вспоминал, как он начал слушать радио «Свобода» с 7-го класса, с 1967 года, а потом работал в киевском корпункте (еще до «Эха Москвы»). Я, кстати, начал слушать на год позже, когда радио «Свобода», Би-Би-Си и «Голос Америки» оставались единственными правдивыми источниками информации, о том, что происходило тогда в Чехословакии.


Слева - Матвей Ганпольский (ЭХО МОСКВЫ), справа - Михаил Соклов (радио СВОБОДА)

Именно «Свободу» слушали мы и летом 1970 года на сельскохозяйственной практике после 9-го класса. В деревне Мысово под Городцом, куда не доставали «глушилки», расположенные в крупных городах.

- Выключите радио! - помню, как-то ночью в начальной школе села Мысово (мы там, собственно, жили) потребовал выехавший с нами на практику классный руководитель. - Там всё врут!

В это время передавали некролог по поводу смерти Александра Федоровича Керенского.
Я включил свет, подошел к серии плакатов, над которыми карсовался любовно выведенный общий заголовок: «Ленинский уголок». На одной из фотографий - тот «похвальный лист, что из гимназии принес Ульянов-гимназист».
Смотрю на подпись директора: «Ф. Керенский».
- Нет, - говорю, - не врут! Вот тут прямо так и написано: «директор гимназии Ф. Керенский»! И подпись его стоит!

Больше слушать радио нам никто не запрещал. Слышно было хорошо. «Спидола» у нас была в экспортном исполнении, коротковолновый диапазон начинался с европейских частот, с 13 метров (советский, который нещадно глушили, был с двадцати пяти).

С тех пор только ее и слушали. Уже приехав с практики, утром в школе обменивались впечатлениями, кто что услышал сквозь вой глушилок. Из мозаики составляли текст читавшихся на заграничных радиостанциях произведений Солженицына. Помню, Би-Би-Си передавала главы из романа «В круге первом», а радио «Свобода» - полный текст.

- Ты чё это вчера в школе не был? - строго спрашивает одного из нас классный руководитель.
- А чё это должен приходить? - удивляется Володя К. - «Голос Америки» передавал, что не учимся (мороз был 30 градусов).
Вечером после школы у самого крупного в городе кинотеатра «Россия» устраивали демонстрации протеста - против преследования Сахарова, Солженицына.
"Увлекается прослушиванием зарубежных радиопередач. Некритично относится к ним. за что обсуждался по комсомольской линии". - писали потом в школьных характеристиках по требованию сраных кагебешников.
".
И вот 1-го марта, в пятницу, - 60-летие радио "СВОБОДА".
Смотрю, рядом со мной сел Николай Сванидзе. Приехал прям после 5-часового выпуска «особого мнения» на «Эхе Москвы» с Ксенией Лариной.
- Можно сделать снимок? - деликатно так спрашиваю, памятуя в какое бешенство пришла на днях в Открытом клубе Лена Дунская, когда случайно попала в кадр к Анатолию Мелихову на вернисаже Кати Голицыной.
- Конечно! Ради Бога! - ярко улыбается Сванидзе.


Николай Сванидзе (ЭХО МОСКВЫ), Анна Качкаева (РАДИО СВОБОДА)

Среди попавших в кадр - "чеховская" барышня Лена Фанайлова (в «Чеховке я с ней познакомился, на совместном вечере с Машей Максимовой, летом 1998 года еще). Другая «чеховская» барышня с радио «Свобода», Вероника Боде, в кадр не попала. Путешествует по Индии, говорят.

Лев Рубинштейн приехал позже. У него «Особое мнение» на «Эхе» начиналось в семь.
Вечер вел Михаил Соколов, который тоже стал «эховцем». Сейчас ведет «Цену победы», о 1-й мировой (в отличие от Дымарского, который рассказывал о 2-й).


Лена Файнайлова (РАДИО СВОБОДА), справа - Лев Рубьнштейн (ГРАНИ, ЭХО МОСКВЫ)

Вслед за Рубинштейном пришел и Глеб Якунин, с которым тоже когда-то познакомился в «Чеховке» (в литературном салоне «Классики 21 века» Лены Пахомовой). Были и телемосты. Из Киева коллег поздравлял Савик Шустер, который сейчас ведет ток-шоу на ТВ (на киевских телеканалах, в отличие от московских, еще осталась свобода слова).


Глеб Якунин

Разговорился с Алексеем Кузнецовым, с которым до этого знаком был лишь шапочно. Вспомнил, как писал в школе сочинение по роману «Огонь» его отца-невозвращенца, Анатолия Кузнецова. Сочинение было по поводу последнего его романа, изданного в СССР (в двух номерах журнала «Юность»), написанного мастерски эзоповым языком о серой советской действительности того времени. Разговорившись, вместе доехали до Ярославского вокзала (Леша живет в Болшеве).


Алексей Кузнецрв и Михаил Соколов

В общем, очень правильная тусовка. Потому что люди собрались правильные. Не было тех «тусовщиков», которые ходят с одной вечеринки на другую в поисках халявы и скандалов, типа той списавшейся «поэтессы», которая на днях чуть не разбила камеру знаменитому фотохудожнику Анатолию Мелихову.

-- Хорошо, что не выронила! Убил бы эту тварь одним ударом, пронесло… - вспоминал Мелихов.

Звонит щас Володя из Нижнего Новгорода, спрашивает про «искусствоведа в штатском». Нет, широко известной в узком кругу читателей моего журнала «искусствоведки в штатском» Марины Георгиевой тоже не было. Со своей маской Квазимодо и застывшей ничего не понимающей улыбкой она была бы тут чужой, на этом празднике жизни. Здесь собрались все свои.
Собралась русская интеллигенция. «Не масса индиферентная, а совесть России и честь», как говорил Андрей Вознесенский.


Выступает Александр Архангельский (телеканал КУЛЬТУРА)

Говорили о необходимости возрождении радио в условиях кровавого режыма путинской диктатуры. Многие соглашались с тем, что нынешний разгром в Старопименовском, который устроила лесбиянка Маша Гессен, связан с той ресторанной вечеринкой, которую она провела в обществе человека с глазами сушеной воблы и взглядом разъяренной кобры.


60 лет борьбы за права человека. От Сталина до Путина - свобода без границ!

Выступали на вечере, посвященном 50-летию радиостанции, как я уже сказал, лучшие люди страны. И публика собралась интеллигентная. Так что вечер закончился без мордобоя. Один, правда, нарывался. Приехал из того странного города, где бордюр называют поребриком, а батон - булкой. Напился вдрабадан, ко всем деффкам стал приставать, задираться. Я спросил, кто таков, а как услышал знакомое по эфиру радио «Свобода» имя, то и не стал дебош устраивать, хоть и просил тот очень. Тихо уехал с Лёшей, вспоминая по дороге романы его отца, работавшего в парижском офисе радио "Свобода" - недавно изданный Алексеем полный текст "Бабьего Яра", тот же "Огонь".

Эхо Москвы, без путина, классики 21 века, против Путина, Свобода выбора, радио Свобода, Вероника Боде, Грани.Ру, Лев Рубинштейн

Previous post Next post
Up