В своем журнале я довольно много места уделяю другим литераторам (не тока о себе, любимом, пишу). И уделяю внимание не тока таким всемирно известным поэтам, как
Всеволод Емелин или
Евгений Лесин. Пишу и о менее известных, таких, как Герман Голландский, например. Или о совсем неиизвестных, таких, как, простите за каламбур, И.Неизвестный.
Ведь что мы раньше читали о них?
Только отдельные строчки из жизнеописания московской богемы в стихах Натальи Софроновой: "Герман Голландский - начальник гарема...", "Как-то утром на Арбате он нашел тебя в кровати...", "Ну, что за блядь снимает трубку?!.", "Летели туфли над столом..." (это про "Чеховку"), "Дон Жкан он в окрУге известный под псевдонимом И.Неизвестный". Ну и так далее. Кое-чё мы читали в засуспенженных абьюз-тимом журналах Маши Максимовой (
тут и
там). Вот, пожалуй, и всё.
И только в моем журнале читатели смогли познакомиться со стихами, эссе, новеллами, фотографиями и графикой
Германа Голландского. Стихи, правда, так себе. Куда ему до меня?! Кстати, и раньше публиковались: в "Пилигримах", в "Книжном портфеле". А вот такие тексты, с которыми публика была знакома лишь по литературным вечерам ("
Прогулки в Тушино",
Прогулки в Тушино - продолжение"), "
Сон в летнюю ночь, или поэма о Путине" с продолжением "
Москва-2008: Дом, который построил Пу"), впервые можно было прочесть именно в моем журнале.
Для чего я это делаю?
Издатели ведь тоже читают мой журнал. Может, заметят новых авторов. Вот есть в Москве такой хороший издтель, которого я бы назвал открывателем новых имен в русской литературе: Александр Шишкин.
Он у меня в журнале упомянут не единожды: "
Наташу Бельченко будут издавать в Москве" (29.09.07), "
Книга Спасителя издана в Одессе" (31.10.07), "
Лето красное..." (16.11.07), "
Где мои очки? (к тесту о подражателях)".(14.06.08), "
Звонок другу (в Симеиз)"(21.10.08), "
По утрам, надев картуз, не забудьте про bluetooth! (литературная жызнь)" (15.04.09 - тут и видео с Шишкным есть).
Может, и вот этот мой пост он прочтет да заинтерсуется творчеством Игоря Неизвестного?
Или хотя бы моими публикациями о нем и не только.
Вот, помню, надысь у Лены Пахомовой в "Чеховке", а потом и у Бильжо в "Петровиче" собравшиеся поэты говорили мне, что, мол, пора мой журнал отдельной книгой издавать. В твердом переплете.
- Это ж будет сенсация века! - говорила замечательная поэтесса
Ольга Ильницкая.
- О,да! - кивал в ответ, заедая рюмку "клюковки" салом с чесночком да с перчиком красным на ломтике черного хлебца (это у Бильжо "нежностью Петровича" зовёца), поэт и сетевой издатель
Александр Ивашнёв.
А гениальный
Данила Давыдов ваще сказал в "чеховской" курилке так:
- Ты, Ванёк, - летописец эпохи!
Во как!
Так что я, как летописец, согласен на твердый переплет. Может быть, Шишкин и издаст. Чувствую, ценит он мой талант жизнеопистеля (недавно кгнигу своих новых стихов подарил мне с очень многозанчительной дарственной надписью).
Ой, ну, что-то я заговорился? Всё о себе да о себе?
Я же собирался новые имена представлять.
Итак, Игорь Неизвестный.
Как определить жанр текста, который я представляю вашему вниманияю, други мои?
Я бы применил тут музыкальный термин: рондо с вариациями.
Поводом, как в музыкальных рондо, послужил крохотный куплет - маленькая заметка
Наташи Радуловой (из тех бабских разговоров на четвертушку странички, которые каждую неделю появляются у нее в "Огоньке"). Рассказик Наташи Радуловой "
"Люблю" за "спасисбо"" (22.01.2007) дал толчок многочисленным историям биографической хроники Игоря Неизвестного под общим названием "Не ешьте на ночь тухлых чебуреков, попробуйте фуа-гра и ваша жизнь изменится к лучшему!".
Не знаю, наскока документально рондо с вариациями (правильно напейсал, вроде среднего рода, да?), но прошу учесть, что написано оно практически одновременно с рассказом Радуловой - то есть, четыре года назад, в январе 2007 года.
Кстати. я этот текст И.Неизвестного уопоминал давеча в своем ЖЖ (в этой
записи о книге Пионтковского, вернее, в продолжении,
в каментах). А сёдне, смотрю, одна приведенная там "огоньковская" гиперссылка
тут не открывается, а
там текст И.Неизвестного
затерт новыми каментами.
Прям диверсия какая-то!
Хорошо хоть, у меня текст сохранился.
Впрочем, не буду больше ничё говорить.
Читайте сами.
-------------------------------------------------
И.Неизвестный
Не ешьте на ночь тухлых чебуреков! Попробуйте фуа-гра и ваша жизнь изменится к лучшему
(вариации на тему: «Любовь за спасибо» Н.Радуловой).
Она сказала: «Люблю!». Он сказал: «Спасибо!» (
http://www.ogoniok.com/4980/34/). Ну и что? Разве можно после этого травиться тухлыми привокзальными чебуреками (пусть даже на них стоит вензель «дорогого РЖД» -
http://www.vz.ru/columns/2007/1/26/65907.html)?
Сказал «спасибо», не послал. И на том спасибо. Потом что-нибудь в ответ скажет. Жизнь продолжается, а она штука сложная. Столько хитросцеплений, а вы (или подруга ваша) - сразу за гнилые чебуреки. Она бы еще чай с полонием попила!
Я вот другую историю расскажу.
ПРИЗНАНИЕ ПО «МЫЛУ»
Мой приятель Саша Найман тоже объяснялся в любви посредством современных средств связи. Послал он e-mail Даше Пильсиновой.
«Очень люблю тебя, Даша!» - набрал он на клавиатуре. «Спасибо тебе за теплые слова!» - написала ему Даша в ответ.
Кажется, аналогичная история, да? Произошло это поле того, как Саша и Даша встретились на каком-то литературном вечере в клубе «Билингва». Еще до того как «враги сожгли родную хату» (то есть до пожара в «Билингве», где-то осенью 2004 года). А познакомились они за семь лет до этого, весной 1997-го. И за эти семь лет Саша так чебуреками и не отравился. Впрочем, обо всем по порядку.
1997: ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Дашу и Сашу познакомил поэт-авангардист Владимир Климов в литературном салоне «Классики 21 века» библиотеки им. Чехова (
http://www.vavilon.ru/lit/office/klassiki.html). Даша слыла звездой этого литературного салона: известная поэтесса, автор многотомных литературных энциклопедий (
http://www.bookshop.ua/Asp/annot.asp?bid=115238,
http://www.bookshop.ua/Asp/content.asp?bid=118787,
http://www.krugosvet.ru/) сама давно и в энциклопедии попала, и в увесистый фолиант «Летопись Самиздата: итоги века, взгляд из России» (монументальное издание, подготовленное обозревателем радио «Свобода» Анатолием Стреляным -
http://old.russ.ru/journal/kniga/98-04-11/param.htm).
А Саша? Саша в «Чеховку» забрел чисто случайно. Ну, просто чисто конкретно случайно. Он был так далек от литературы, ну, как, скажем, Наташа Радулова от полетов в космос. У него был чисто конкретный бизнес, автомобильный. Торговал импортом из Европы. Бизнес именно что «чисто конкретный». Со всеми атрибутами вроде «серой» растаможки, «левых» виз, фальшивых ПТС и загранпаспортов. Ну, а какой еще у нас был бизнес в середине 90-х? В общем, Саша Найман в глазах классика 21 века Даши Пильсиновой был почти что бандит. Так, погулять ему, видите ли, в литературном салоне захотелось. Пальцы веером и всё такое.
Саша влюбился в Дашу с первого взгляда, а Даша… Про Дашу мы потом поговорим.
В общем, через месяц после неслабой вечеринки у детской поэтессы, переводчицы Лены Воиновой проснулись они в объятиях друг друга, в одной постели. Никто не успел сказать «люблю», никто не успел сказать «спасибо», как в рассказике у Радуловой (
http://www.ogoniok.com/4980/34/). Да и вообще история умалчивает, произошло у них там что-нибудь или нет. Вечеринка действительно была неслабой. Огромная квартира на Тишинке: там каждый в какой-нибудь постели проснулся. Только пёсик - на коврике.
История говорит лишь о том, что Саша Найман отвез утром Дашу Пильсинову домой на своем новом лимузине, только что привезенном из Голландии.
- Увидимся? - спросил Саша, обсыпая Дашу прощальными поцелуями.
- Да! - тихо ответила Даша.
- Когда?
- Скоро! - тихо, но твердо ответила поэтесса.
Это уже, действительно, в скрижалях истории. Цитирую по появившейся год спустя новелле Саши Наймана.
Но больше они не встретились. Лишь однажды в тот год случайно встретились. Причем Саша заранее знал, где они в тот день встретятся. Такая у Даши была энергетика, флюиды биополя. А флюиды действительно сильные. Сейчас на фотовыставке в «Чеховке» висят портреты Даши Пильсиновой, где под ее демоническим взглядом окружающие предметы воспламеняются и меняют свои очертания (причем безо всякого «Фотошопа», Саша фотографировал на даче в Ларёво, где они жили летом 2005-го). А в тот день 97-го года Саша флюиды за километр почувствовал (об этом, кстати, тоже в «скрижалях» - в появившейся вскоре поэме). Откуда новеллы, поэмы? Это всё - Лена Воинова.
- Она тебя не любит, потому что ты не пишешь. В «Чеховке» каждый - поэт, писатель, художник, а ты просто так погулять вышел. Она тебя поэтому не замечает. Тебе надо писать. Иди и пиши! - такой императив покойная Лена Воинова (царство ей небесное!) оставила Саше Найману, и он пошел писать.
Забросил бизнес, стал писать, но всё без толку. Новый 1998-ой год встретил в какой-то чужой компании, а утром 2-го звонит:
- Даша, с Новым годом! Выходи за меня замуж!
- Ничего себе, предложение! Второго января тысяча девятьсот девяносто восьмого года! - с расстановкой проговорила Даша (именно поэтому Саша и запомнил дату) и положила трубку.
ТВОРЧЕСКАЯ СУБЛИМАЦИЯ (1998-2007)
Но Саша опять не стал травиться привокзальными чебуреками. Он стал писать очерки, статьи о Даше Пильсиновой. Короче, пиарить её, хотя тогда еще такого слова, кажется, не было. Написал о книгах ее стихов, о ее литературных энциклопедиях. Даже о ее родственниках. Отца сделал известным ученым. Он, конечно, и без Наймана известным ученым был. Ленинскую премию в свое время получил. Премию, однако, засекреченный физик получил по «закрытому» указу, а тут его вся страна узнала.
В конце концов стихи Даши Пильсиновой стали для Саши Наймана аналогом трудов классиков марксизма-ленинизма и решений пленумов ЦК КПСС применительно к совковой журналистике. О чем бы ни писал Найман, он методично цитировал ее стихи - ну, прямо как советские журналисты цитировали доклады Брежнева. До знакомства с Найманом Даша Пильсинова была, так сказать, «широко известной в узком кругу», а теперь к ней пришла уже широкая известность. Еще бы! У нее две книжки стихов тиражом по сто экземпляров каждая (более крупных тиражей у современной поэзии, к сожалению, не бывает), А тут ее стихи перепечатываются полумиллионными тиражами. Пишет Найман какую-то проблемную статью, а все подзаголовки - россыпь стихов Даши Пильсиновой, которые знатоки уже и без ссылок узнают.
- Всё пишем, пишем про Дашу Пильсинову, хоть бы одним глазком на нее взглянуть! - умолял Сашу Наймана познакомить его с ней главред Яша (или тогда он еще замом был?), но просьба так и осталась невыполненной. Даша то и дело ускользала из поля зрения Саши Наймана.
Собственно, настало время рассказать про Дашу Пильсинову.
РОКОВАЯ СТРАСТЬ ДАШИ ПИЛЬСИНОВОЙ
Даша никого не замечала вокруг. Она была слепо влюблена в пьяницу и забулдыгу, в дебошира и хулигана. Забыл, как его звали. В общем, так же, как этого жирного члена Политбюро в сериале «Сталин. Live» (
http://www.ogoniok.com/4978/35/). Как же его? А, вспомнил, Маленков, кажется.
В общем, Даша Пильсинова была беспробудно влюблена в Маленкова. Это мы с вами, Наташа, знаем, что он был пьяницей и дебоширом (я - потому что мне о нем Саша рассказывал, вы - потому что о нем вам рассказываю я), а Даша ничего об этом и слышать не хотела. Она считала Маленкова самым гениальным поэтом современности. Каким-то там «метаметафористом» (справедливости ради надо сказать, Маленков тоже попал в «Летопись Самиздата», именно под этим клише). В общем, был он из той компании поэтов, что и уехавший Парщиков, и спившийся Еременко. А на самом деле - просто забулдыга. Выгнали с журфака МГУ, с первого курса. За пьяную драку выгнали: спустил Маленков с лестницы другого студента, сына монгольского дипломата. Стали «дело шить», друзья тут же Маленкова в психушку спровадили, от греха подальше. Потом стал тот где-то в Сибири бомжевать, а в 90-х объявился в Москве (с ореолом мученика, борца, «диссидента») да тут Даше на глаза и попался. Потом второй раз Маленкова чуть не посадили: сумасшедший поэт откусил в Москве ухо какой-то поэтессе, но пожалели его как юродивого, дали срок условно.
Даша тут же своего тогдашнего мужа бросила, однокурсника по историко-архивному институту. Юра Дубовской стал с горя пить беспробудно.
- Приезжал ко мне в мастерскую жутко пьяный, сидел и плакал, доставая из портфеля огромный портрет Маленкова, - рассказывает скульптор Дима Мвнтуров.
Между прочим, еле выкарабкался, но гнилыми чебуреками в привокзальном буфете тоже не закусывал. Юра потерял работу в крупном столичном еженедельнике. На ноги его поставили психологи из «Синтона» (
http://syntone.ru/). Ходил он туда на тренинги к какому-то Сталкеру (
http://www.belsyntone.net/index.php?module=gallery&id=23,
http://www.belsyntone.net/index.php?module=about&id=16,
http://syntone.ru/trainers/?trainer_id=29), потом уехал далеко от Москвы (кстати, еще дальше вашего любимого Лыткарина (
http://www.ogoniok.com/4979/34/), в том же направлении, в город Жуковский). Там потом завел новую семью, сын родился.
ФУА-ГРА ВМЕСТО ЧЕБУРЕКОВ
А у Саши Наймана и Даши Пильсиновой так и продолжались случайные встречи в литературных салонах. Встречи, которые не заканчивались ничем. Но Саша, в отличие от ваших, Наташа, персонажей, так и не отравился чебуреками. Он предпочитал фуа-гра на Елисейских полях, английский ростбиф с йоркширским пудингом под соусом «Чемберлен» на Трафальгарской площади и добротный der Schnitzel mit Kartofelen в кафе под липами на Унтер-ден-Линден. После очередных бесполезных разговоров он уезжал куда подальше и посылал Даше открытки с видами Парижа, Амстердама, Лондона, Берлина. Когда аппетит совсем пропадал, он всё равно не опускался до привокзального буфета у трех вокзалов. А уезжал просто попить водички: в Баден-Баден, в Карлсбад, в Мариенбад. И тоже присылал открытки оттуда.
Несколько раз пытался забыть роковую поэтессу. То женился, то разводился. Строптивая Даша держала дистанцию, но при этом ревновала его к каждому столбу. Каких-то девиц в «Чеховке» за волосы таскала, с Сашей ссорилась, но чебуреками тоже не травилась.
-Ну, почему тебя Даша не любит?! - с участием и с возмущением спрашивала Сашу одна из его жен. - Дай мне ее телефон, я сама с ней поговорю!
И осенью 2004-го (с который мы начали этот рассказ) Саша Найман тоже не стал травиться протухшими чебуреками. Потому как жизнь продолжалась. Летом 2005-го, через восемь лет после первого свидания, Даша и Саша неожиданно вновь оказались в объятиях друг друга. И понеслось. Ночи, полные любви, дни долгожданного счастья. Именно так оно и было, если в двух словах пересказывать стихи Саши Наймана, опубликованные недавно в «Литературной ярмарке» (
http://www.lityar.narod.ru/). Мне Саша происшедшее прокомментировал только одной фразой:
- Париж стоит мессы!
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ДУЭЛЬ
Черные дни настали, когда на Москве опять появился долгое время бродяжничавший по Руси Маленков. Даша снова стала похожа на кролика перед удавом. Хрупкие отношения Даши и Саши разбивались на мелкие осколки. Что бы ни говорил Найман Даше про этого забулдыгу, всё было бесполезно. Показывал Саша журналы, где очень нелицеприятно высказывался о нем их общий знакомец Володя Сорокин (
http://kolokolmagazine.com/page.php?id=84)- бесполезно. Принес журнал «Футурум арт» Евгения Степанова (
http://www.futurum-art.ru/news/ivan_zhdanov.html ), распечатки его сетевых дневников, (
http://stepanov-plus.ru/literator/dnevnik/dnevnik9.html), где тоже очень резко написано про Маленкова. Результат - ноль. «Кролик» впал в кататонический ступор.
Александр Найман, однако, и на этот раз не стал жрать гнилые чебуреки в привокзальном буфете. Он вызвал Маленкова на дуэль. Осень 2005 года прошла в литературных кругах столицы под знаком предстоящей дуэли Наймана и Маленкова. Ваша, Наташа, соотечественница с Ришельевской вызвалась даже быть секундантом (потом, правда, отказалась: говорит, Маленкова жалко, я его однажды от запоя спасла). Долго спорили по поводу оружия: что купить - «Макарова», «Стечкина»? Потом решили остановиться на единственном легальном варианте - на арбалетах. Как и Печорин, Найман выбрал место, беспроигрышное в плане результатов дуэли: в створе канала «Москва-Волга», на парапетах заградворот Икшинского водохранилища. Как бы легко ни задела стрела арбалета дуэлянта, тот непременно падает в воду канала с гарантированной пятиметровой глубиной фарватера класса «река-море».
Найман съездил на заградворота с секундантом, осмотрелся. Вскоре Маленков получил вызов на дуэль и трусливо сбежал из Москвы. Он не появлялся в своей квартире на «Академической», которую сдал каким-то нелегалам. Не появлялся и в другой берлоге, которую прикупил после какой-то литературной премии рядом с горбачевским Форосом. Секундантам удалось выяснить, что Маленков какое-то время скрывался на даче киевского художника Юрия Косина. Под Киевом, на Ирпени. Потом Маленков совсем пропал. Фарватер канала покрылся льдом.
Прошло полгода, лед растаял. Наступила весна, шел 2006 год, а Маленков прямо как в воду канул (как будто, в воду того самого канала, где должна была состояться дуэль!).
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ
Александр Найман и в этих обстоятельствах не стал жрать прокисшие чебуреки привокзального буфета. Саша решил устроить для Маленкова гражданскую казнь. Если вы помните, он объяснялся в любви Даше Пильсиновой с помощью современных технологий Интернета. Гражданскую казнь он устроил точно также: через Интернет, сидя за клавиатурой компьютера.
Набрав «Маленков» в поисковике, он выяснил, что тот собирается выступать на поэтическом фестивале «Киевские лавры-2006» (
http://www.litafisha.ru/events/?id=795). Остальное было делом техники (Саша за это время мастерски овладел технологиями создания общественного мнения!). Несколько реплик на форуме фестиваля, пара цитат из Сорокина и Степанова, предупреждение о буйном характере сумасшедшего Маленкова, об откушенных ушах московских поэтесс - вот, собственно, и всё. Настороженная публика устроила Маленкову настоящую обструкцию в киевском кафе «Бабуин» (
http://babuin.ua/foto-2006-05-10.php), а потом чуть не утопила в водах Днепра, когда напившийся Маленков стал буянить на борту прогулочного теплохода «Эльбрус» (
http://www.poezia.org/forum/viewtopic.php?p=341&sid=d8446545e4113a6eb916313980be273b).
Организатор фестиваля, киевский поэт с почти булгаковской фамилией (то ли Кабанов, то ли Коровин), к сожалению, стёр хронику тех событий, но в поисковиках кое-что осталось. Вот процитированный на многих сайтах пассаж о киевских буйствах Маленкова и о его гражданской казни:
«Вибачаюся за інвазію до культурного товариства, але можливо тутешніх дискутантів зацікавить оця звістка: панові Маленкову під час гулянки на "Ельбрусі" було кількаразово бито пику до крові за його нечемне ставлення до жінок, яке реалізовувалося у вигляді брутальної лайки та жорстокого хапання за руки й злісного штовхання пань і панянок».
С тех пор Маленков в Москве не показывается. МКАД ля него - как красные флажки охоты на волков. Остановится на даче у Кузьмищева (однокурсника Маленкова по 1-му курсу МГУ) под Звенигородом, рядом со строящимся замком Галкина, получит квартплату со своих нелегалов на «Академической» и тут же отчаливает.
«НОВЫЙ ГОД ЧАЩЕ!»
После гражданской казни Маленкова отношения у Даши и Саши вновь наладились. Но - совсем не надолго. Очень она обижалась на Сашу за устроенный им мордобой на «Эльбрусе». Сейчас опять что-то у них не складывается.
Саша Найман - математик, выпускник мехмата. Стало быть, считать умеет. По крайней мере, до десяти. Только что отпраздновал десятый Новый год с того времени, как познакомился с Дашей Пильсиновой. Стал на пальцах считать, сколько бурных ночей провел он в обществе Даши Пильсиновой. Пальцев одной руки не хватило, а двух - вполне.
- Новый год чаще! - печально констатирует Александр Найман.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
- Ну и чего ты добился? - спрашиваю я у Саши. - Посмотри, как живут те, с кем ты начинал бизнес в 90-х! У одного - свой автосалон. У второго - целая сеть салонов. У третьего - крупный турбизнес. А ты чего? Впору чебуреки на вокзале жрать, как Наташа Радулова и ее персонажи (
http://www.ogoniok.com/4980/34/).
- Да что там бизнес? Я ни о чем не жалею, - вздыхает Саша. - Ну, ездил бы я сейчас на «шестисотом» вместо этой колымаги. Ну и что? Жизнь - хоть и длинная, но не бесконечная. В масштабах истории - просто мгновение. А сейчас у меня - благодаря встрече с Дашей (и неважно, как с ней!) - совершенно другая жизнь. Не надо выяснять, «лучше-хуже», она - другая, новая. У тебя всего одна жизнь, а у меня уже вторая пошла. Ну, а след в истории, он тоже чего-нибудь стоит.
След - благодаря тому, что на его пути встретилась роковая Даша Пильсинова - какой-никакой он уже оставил. На сегодняшний день: две книжки стихов, сборник публицистики, новеллы в литературных журналах. Есть еще след в реальной жизни. Саша, может быть, не такой известный журналист, как какой-нибудь Киселев. И такого подвала с бутылками у него нет. Но - заметный. Когда какой-нибудь Ресин встречает Наймана на пресс-конференциях, у Ресина отвисает челюсть, дергаются руки, он начинает заикаться. В общем, «достал» Саша Ресина. Любое выступление Наймана в прессе - это множество обиженных писем. От того же Ресина, от Жириновского. Однажды главред получил даже письмо от коллектива проституток скандального ночного клуба, боровшихся с Найманом «за честь и деловую репутацию». Пострадавший от Наймана на десяток «лимонов» Петя Авен обходит того на тусовках его стороной. Однажды Саша остановил у Авена строительство уродливого бизнес-центра на Старом Арбате, снес там пару верхних этажей и заставил полностью разобрать огромную восьмиэтажную колонну, закрывавшую вид на Арбат со стороны Арбатских ворот.
- Решение, конечно, паллиативное, но всё равно - успех! - поздравил Наймана с победой депутат Бунимович, тоже возмущавшийся авеновским «утюгом» на Старом Арбате.
Но в отличие от Пионтковского, печатающего заметки о том, что ближневосточные директивы Белого дома - это суть конспекты его статей (
http://www.grani.ru/Politics/World/US/m.117290.html), Найман ведет себя скромнее. Лишь тихо наблюдает по вторникам за «кепкой», повернувшейся на экране «лицом к городу» и говорит про себя: «Читает, однако!». Может, ему и обидно, что чиновники выдают его мысли за свои, но он и вида не подает.
Впрочем, всё это для Саши - суета. Достижениями он считает другое: кого удалось спасти от милицейского произвола, от произвола чиновников. А таких тоже немало. И в Москве, и за ее пределами, начиная от Московской Кольцевой до тех уральских городков, нравы которых на этой неделе нам демонстрирует «Гражданин начальник».
И до сих пор, в отличие от персонажей Радуловой, не ест Саша на вокзалах протухших чебуреков.
РОКОВЫЕ СОВПАДЕНИЯ
- Что у вас с Дашей? - спрашиваю у Наймана.
- Даша - это судьба! - категорически заявляет Саша.
Это он с недавних пор стал так говорить. Для него теперь Даша - действительно, - роковая женщина. Дело в том, что Найман как-то был занят историей семьи Даши Пильсиновой. Работал с архивными документами. И был при этом уверен, что их предки никак не пересекались. Прадед Даши Пильсиновой был из голландских евреев, попавших в Россию в начале 19 века. Обосновался в Туле, создал там первую в этом губернском городе страховую компанию. А предки Наймана приехали в Россию из Германии во времена Екатерины. Немцы Поволжья, обосновавшиеся в одном из городков Южного Урала.
Оказалось, однако, что второй прадед Даши, тот, что носил фамилию Пильсинов, жил в том же уральском городке, что и предки Наймана. Был книгоиздателем, построил первую на Урале книжную типографию. Типографию на Аксаковской улице власти отобрали в 17-м, а совсем недавно сожгли (заметая следы, когда там печатались фальшивые бюллетени на «грязных» выборах 2003 года). Жили Пильсиновы рядом со своей типографией, на углу Аксаковской и Воскресенской. Воскресенская, названная в честь стоявшего здесь православного храма Воскресения Словущего, была центральной улицей этого губернского городка. Губернский суд находился на ней, а рядом стоял дом члена губернского суда Элиаса фон Наймана. Его дочь, белокурая Гретхен фон Найман (бабушка Александра Наймана), была первой красавицей этого азиатского города. Живший в соседнем доме сын книгоиздателя, Юрий Пильсинов, был влюблен в Гретхен. Она отвечала ему взаимностью. Многим это не нравилось. Например, этим был очень недоволен оперуполномоченный НКВД Муртаза Абуталипов. В порыве страсти он застрелил из табельного оружия и себя, и Гретхен. Энкаведешники, не простившие смерть товарища, сослали Юрия Пильсинова в ГУЛАГ, откуда тот вернулся лишь после хрущевской амнистии.
«КОРОБКА КОНФЕТ»
Так что первая часть роковых взаимоотношений семейств Найманов и Пильсиновых закончилась весьма трагически. Как закончится вторая часть роковых страстей, одному Богу известно. Пока не всё так плохо, как может показаться Наташе Радуловой. Саша не ест с горя тухлых чебуреков, предпочитая фуа-гра и английский ростбиф, и смотрит на жизнь философски.
- Жизнь как коробка конфет. Никогда не знаешь, какая тебе достанется! - повторяет он фразу матери своего любимого персонажа Фореста Гампа (
http://www.kinopoisk.ru/level/1/id_film/448/).
Только Даша Пильсинова исчезает из поля зрения Саши Наймана, у того начинается бег с препятствиями, как у Фореста Гампа. Саша давно уже относится с иронией ко всем перипетиям этой истории. Теперь она приобретает такой же комический оборот, как и у героя фильма Земекиса. Дело в том, что Саша сейчас - «в запуске». В Госкино только что утвердили сценарий фильма Наймана о поэзии Даши Пильсиновой. Уже и премьера на канале «Культура» назначена, а строптивая Даша ничего об этом и слышать не хочет. Съемки - на даче Пильсиновой. Режиссер с ужасом представляет, как они с Сашей приедут с гримерами, костюмерами, осветителями, операторами за 500 километров от Москвы и остановятся перед пустыми воротами. Ломает голову, что теперь делать (слава Богу, директор студии пока не в курсе, а то бы давно с инфарктом слёг). Режиссер, надо сказать, тоже не ест на ночь ни тухлых чебуреков, ни сырых помидоров, даже в Москве предпочитая фуа-гра.
Здесь надо поставить многоточие. Потому как история не закончена. История, кстати, подлинная (в отличие от многих ваших, Наташа, пассажей), Только некоторые фамилии изменены.
22 января 2007 года,
Москва