Вот посмотрел
видеоклип на стихи, на балладу Всеволода Емелина.
Ну, что сказать?
Я плакаль. Пацталом.
Click to view
А потом вот подумал, нуждается ли высокая поэзия (а поэзия Емелина, бузусловно.отсносится к ткаковой) к такой вот прямолинейной иллюстративности?
Помню, интерсный диалог
состоялся у литератора Германа Голландского с поэтом Германом Лукомниковым.
Всё смешалось в доме Облонских
hermanhollander 2007-10-17 01:35 pm UTC (
link)Слышал Емелина в прошлом году на дне рождения Путина (в клубе на Брестской). Забавно.
Прочитал "Спам". Ярко, самобытно, талантливо.
И первый вопрос: где ирония, а где - политическая программа? Казалось, про Туркменгбаши, про Ахмадениджада - это точно ирония. А что тогда про батьку Лукашенко?
А про евреев и пидарасов (начная с 1-го стиха)? Казалось, по поводу евреев - ну, это уж точно ирония. А потом смотрю: книга издана при участии "Русского Освободительного Движения" (РОД), да каждое слово - капом.
А диск издан Маратом Гельманом. Всё смешалось в доме Облонских.
lukomnikov_1 2007-10-17 03:31 pm UTC (
link)Емелин именно тем и интересен, что в лучших его вещах непонятно: ирония это или серьёзно? Ирония и серёзность у него - как две стороны ленты Мёбиуса - вроде две, а на самом деле - одна.
Это отличает его от иронистов типа Иртеньева, с которым его иногда совершенно напрасно сравнивают, и роднит с лириками типа меня или Мирослава Немирова.
Хотя в последнее время он, по-моему, слишком увлёкся пересказом телевизионных новостей.
-----
Диалог в каментах Герман Лукомников потом
повторил отдельным постом. И это понятно: гениальное сранение стихов Емелина с двумя поверхностями ленты Мёбиуса, данное Лукомниковым, предельно точно характеризует творчество поэта.
А примитвная иллюстрация, пусть и в формате видеоклипа, такую поэзию несколько приземляет. Я бы даже сказал, заземляет (как обычный конутр заземления!), лишая своеобразной ауры, флюиды которой распространяеются в наэлектризованном поле, когда корпускулы текста лишаются материальности и олицетворяют собой волновую природу материи в соответствии с принципом неопределенности Гейдельберга.
Короче говоря, простенькая иллюстрация делает из глубокого философского текста агитку на злобу длянря. А поэзия Емелина, она не такая. Вот уж и Лужкова нет, забыли, кто такой, но мы продолжаем слушать, вызывая автора на бис, знаменитое
открытое письмо Всеволода Емелина Юрию Лужкову, И у Лены Пахомовой, в элитарной "Чеховке", мы его слышали. А представить себе иллюстративный видеоклип с кадрами Биеннале, с лицами Кузьмина или Бунимовича? Нет, это уже mavais ton!
Видеопоэзия как особый вид поэтическлоего творчества. несомненно имеет право на жизнь.
Но - только в двух случаях.
Во-первых, когда видеоинсталляция являет собой синтез искусств, синтез произведений, первоначально никак не связанных между собой и когда каждый элемент такого синтеза заиграет какой-то новой своей гранью. Пример: видеоперформанс на стихи московских поэтов (
Маша Максимова,
Константин Кедров, Владимир Климов, Александр Еременко и другие) в сопровождении видеоряда авангардной живописи амриканского художника Шуры Петрова и саксофона Сергея Летова. Перформанс состоялся в "Чеховке", почти 10 лет назад (
15 иарта 2001 года)..
Второй случай, когда видеопоэзия необходима, - это тот случай, когда автор хотел бы сам расставить какие-то акценты в своем произведении. Таким был, пожалуй, первый видеклип на русские стихи, показанный тоже в начале нулевых, но не в "Чеховке", а в ЦДЛ. Видеоклип на стихотвторение "Княжна" казанской поэтессы Лилии Газизовой..
Во мне жестокая тоска
князей, сжигавших кров
неверных поданных. Во мне -
их бУлгарская кровь.
Моих браслетов тусклый свет
зовет в глухую ночь,
где буду гордою княжной -
я, бУлгарская дось.
Я знаю, правнучка князей,
трагедию времен,
страинный мой беспутный род
бесславьем заклеймен.
Но верноподданная степь
напомнит о былом
в полнеба стаей воронья
и диким жеребцом.
Бреду сквозь сон иных времен
я по своей земле.
Раскосые глаза-костры
мерещатся во мгле.
И когда автор уносится из современной Москвы, из "иных времен", верхом на "диком жеребце" в далекую "верноподданную степь", в Золотую Орду, это становится особым контрапунктом текста. Более того, этот видеоклип с кадрами бегства верхом на диком жеребце сквозь три смежные арки во дворе московской галлереи А3 (знакомой по многим фильмам, начиная от "Дела пестрых" и кончая "Завистю богов" Меньшова) как бы расставляет акценты в других стихах поэтессы, написанных как раз в день своего бегства из России 21 марта 1997 года (дата пропечатана в книге стихов "Лирическая поза", Казань, 2001) и привязывает стихи не только к определенному времени, но и к опреденному месту, предельно конкретизируя ощущения автора:
Как мало мне сегодня надо:
глоток прокисшего вина,
пейзаж нелепый имз окна,
и даже бедности я рада.
Но не хочу начать сначала,
и не хочу другою быть,
и променять свой жалкий быт
на бытиё. Я не устала.
Угадывать вещей природу,
их неподъемный смысл и муть,
и перекатывать, как ртуть,
их шарики себе в угоду.
Издалека следить за небом,
потом резинкой день стиратть,
открыть вечернюю тетрадь
и позабыть сходить за хлебом.
----------
Возможна ли видеопоэзия со стихами Емелина?
Несомненно!
Но не в таком прямолинейном варианте, как здесь с пергидрольными блондинками. Видеоинсталляция должна повторять форму ленты Мёбиуса, быть такой же изящной и противоречивой, как и стихи автора.
А публика, привыкшая к прямолинейным агиткам, она не для стихов Емелина. Помню, как поэт
остался непонятым и сошел со сцены в зале, где потом устроители вечера (
Костя Крылов,
Наташа Холмогорова) извинялись за свою публику.
ЗЫ
Я слежу за творчеством
Всеволода Емелина с тех пор, как впервые услышал его три года назад на дне рождения Путина в клубе "На Бресткой". Именно тогда и
предсказал восхождение новой звезды русской поэзии, которая достойна обрамления такого же уровня, как и стихи автора.
ЗЫЗЫ
Присоединяюсь к
поздравлениям Евгения Лесина по случаю
присуждения Всеволоду Емелину в С.-Петребурге Григорьевской премии. и желаю поэту новых творческих успехов, в том числе и на ниве видеопоэзии.
Фото с церемонии вручения премии -
тут.
Updated:
Тут вот, кстати, у
Жени Лесина день рождения случился.
Такой же полуюбилей (45), как у Медведика или Митволя.
Так что мои поздравления!.