"Промтоварный ларек" (видеопоэзия в творчестве Всеволода Емелина, Маши Максимовой и Лилии Газизовой)

Dec 18, 2010 02:39

Вот посмотрел видеоклип на стихи, на балладу Всеволода Емелина.
Ну, что сказать?
Я плакаль. Пацталом.

image Click to view


А потом вот подумал, нуждается ли высокая поэзия (а поэзия Емелина, бузусловно.отсносится к ткаковой) к такой вот прямолинейной иллюстративности?

Помню, интерсный диалог состоялся у литератора Германа Голландского с поэтом Германом Лукомниковым.

Всё смешалось в доме Облонских
hermanhollander
2007-10-17 01:35 pm UTC ( link)Слышал Емелина в прошлом году на дне рождения Путина (в клубе на Брестской). Забавно.
Прочитал "Спам". Ярко, самобытно, талантливо.
И первый вопрос: где ирония, а где - политическая программа? Казалось, про Туркменгбаши, про Ахмадениджада - это точно ирония. А что тогда про батьку Лукашенко?
А про евреев и пидарасов (начная с 1-го стиха)? Казалось, по поводу евреев - ну, это уж точно ирония. А потом смотрю: книга издана при участии "Русского Освободительного Движения" (РОД), да каждое слово - капом.
А диск издан Маратом Гельманом. Всё смешалось в доме Облонских.


lukomnikov_1
2007-10-17 03:31 pm UTC ( link)Емелин именно тем и интересен, что в лучших его вещах непонятно: ирония это или серьёзно? Ирония и серёзность у него - как две стороны ленты Мёбиуса - вроде две, а на самом деле - одна.
Это отличает его от иронистов типа Иртеньева, с которым его иногда совершенно напрасно сравнивают, и роднит с лириками типа меня или Мирослава Немирова.
Хотя в последнее время он, по-моему, слишком увлёкся пересказом телевизионных новостей.
-----
Диалог в каментах Герман Лукомников потом повторил отдельным постом. И это понятно: гениальное сранение стихов Емелина с двумя поверхностями ленты Мёбиуса, данное Лукомниковым, предельно точно характеризует творчество поэта.
А примитвная иллюстрация, пусть и в формате видеоклипа, такую поэзию несколько приземляет. Я бы даже сказал, заземляет (как обычный конутр заземления!), лишая своеобразной ауры, флюиды которой распространяеются в наэлектризованном поле, когда корпускулы текста лишаются материальности и олицетворяют собой волновую природу материи в соответствии с принципом неопределенности Гейдельберга.
Короче говоря, простенькая иллюстрация делает из глубокого философского текста агитку на злобу длянря. А поэзия Емелина, она не такая. Вот уж и  Лужкова нет, забыли, кто такой, но мы продолжаем слушать, вызывая автора на бис, знаменитое открытое письмо Всеволода Емелина Юрию Лужкову, И у Лены Пахомовой, в элитарной "Чеховке", мы его слышали. А представить себе иллюстративный видеоклип с кадрами Биеннале, с лицами Кузьмина или Бунимовича? Нет, это уже mavais ton!

Видеопоэзия как особый вид поэтическлоего творчества. несомненно имеет право на жизнь.
Но - только в двух случаях.
Во-первых, когда видеоинсталляция являет собой синтез искусств, синтез произведений, первоначально никак не связанных между собой и когда каждый элемент такого синтеза заиграет какой-то новой своей гранью. Пример: видеоперформанс на стихи московских поэтов (Маша Максимова, Константин Кедров, Владимир Климов, Александр Еременко и другие) в сопровождении видеоряда авангардной живописи амриканского художника Шуры Петрова и  саксофона Сергея Летова. Перформанс состоялся в "Чеховке", почти 10 лет назад (15 иарта 2001 года)..

Второй случай, когда видеопоэзия необходима, - это тот случай, когда автор хотел бы сам расставить какие-то акценты в своем произведении. Таким был, пожалуй, первый видеклип на русские стихи, показанный тоже в начале нулевых, но не в "Чеховке", а в ЦДЛ. Видеоклип на стихотвторение "Княжна" казанской поэтессы Лилии Газизовой..

Во мне жестокая тоска
князей, сжигавших кров
неверных поданных. Во мне -
их бУлгарская кровь.

Моих браслетов тусклый свет
зовет в глухую ночь,
где буду гордою княжной -
я, бУлгарская дось.

Я знаю, правнучка князей,
трагедию времен,
страинный мой беспутный род
бесславьем заклеймен.

Но верноподданная степь
напомнит о былом
в полнеба стаей воронья
и диким жеребцом.

Бреду сквозь сон иных времен
я по своей земле.
Раскосые глаза-костры
мерещатся во мгле.

И когда автор уносится из современной Москвы, из "иных времен", верхом на "диком жеребце" в далекую "верноподданную степь", в Золотую Орду, это становится особым контрапунктом текста. Более того, этот видеоклип с кадрами бегства верхом на диком жеребце сквозь три смежные арки во дворе московской галлереи А3 (знакомой по многим фильмам, начиная от "Дела пестрых" и кончая "Завистю богов" Меньшова) как бы расставляет акценты в других стихах поэтессы, написанных как раз в день своего бегства из России 21 марта 1997 года (дата пропечатана в книге стихов "Лирическая поза", Казань, 2001) и привязывает стихи не только к определенному времени, но и к опреденному месту, предельно конкретизируя ощущения автора:

Как мало мне сегодня надо:
глоток прокисшего вина,
пейзаж нелепый имз окна,
и даже бедности я рада.

Но не хочу начать сначала,
и не хочу другою быть,
и променять свой жалкий быт
на бытиё. Я не устала.

Угадывать вещей природу,
их неподъемный смысл и муть,
и перекатывать, как ртуть,
их шарики себе в угоду.

Издалека следить за небом,
потом резинкой день стиратть,
открыть вечернюю тетрадь
и позабыть сходить за хлебом.
----------
Возможна ли видеопоэзия со стихами Емелина?
Несомненно!
Но не в таком прямолинейном варианте, как здесь с пергидрольными блондинками. Видеоинсталляция должна повторять форму ленты Мёбиуса, быть такой же изящной и противоречивой, как и стихи автора.
А публика, привыкшая к прямолинейным агиткам, она не для стихов Емелина. Помню, как поэт остался непонятым и сошел со сцены в зале, где потом устроители вечера (Костя Крылов, Наташа Холмогорова) извинялись за свою публику.

ЗЫ
Я слежу за творчеством Всеволода Емелина с тех пор, как впервые услышал его три года назад на дне рождения Путина в клубе "На Бресткой". Именно тогда и предсказал восхождение новой звезды русской поэзии, которая достойна обрамления такого же уровня, как и стихи автора.

ЗЫЗЫ
Присоединяюсь к поздравлениям Евгения Лесина по случаю присуждения Всеволоду Емелину в С.-Петребурге Григорьевской премии. и желаю поэту новых творческих успехов, в том числе и на ниве видеопоэзии.
Фото с церемонии вручения премии - тут.

Updated:

Тут вот, кстати, у Жени Лесина день рождения случился.
Такой же полуюбилей (45), как у Медведика или Митволя.
Так что мои поздравления!.

принцип неопределенности Гейдельберга, "Чеховка", Герман Лукомников, ПреведМедвед!, Лилия Газизова, Кедров, Владимир Климов, клуб "На брестской", Митволь, Лужок, Казань, классики 21 века, Константин Кедров, Москва, Сергей Летов, корпускула, корпускулярная природа метаерии, Елена Пахомова, Маша Максимова, Гекрман Голландский, Бунимович, поэзия, Емелин, Биеннале, Золотая Орда, Лесин

Previous post Next post
Up