Очередной московский литературный сезон открылся вчера в "
Чеховке", в салоне "
Классикаи 21-го века", у очаровательной Лены Пахомовой.
Канешна, и до вчерашнего вечера в "Чеховке" что-то происходило. Вечера были и у
Файзова в "
Билингве", и на даче у Покровки.
Но, как говортся, Файзов Файзовым, а "Чеховка" -
это наше всё.
С нее всё начиналось. с нее (и с литературно-издательского агентства Руслана Элинина) началась свободная русская литература. Канешна, щас уже мало кто помнит, что сорокинскую "30-ю любовь Марины" впервые издавали именно Лена Пахомова и Руслан Элинин, но все было именно так.
Как и Анна Павловна Шерер, очаровательная Лена Пахомова рассылает по четвергам записки примерно такого содержания:
«Si vous n’avez rien de mieux à faire, mon prince, et si la perspective de passer la soirée chez une pauvre malade ne cous effraye pas tro, je serai charmée de vous voir chez moi entre 7 et 10 heurs. Anette Scherer».
Перевод - в сносках к 1-му тому "Войны и мира", еще и вот
тут есть (сцылка - по поводу
ушедшего от нас в прошлом сезоне Владимира Климова), без которого представить "Чеховку" практически невозможно.
Правда, теперь уже не с "красным лакеем", как Анна Павловна, записки Лена передает. Я вот по электронной почте получил.
Сезон октрылся с презентации уникального издания - двухтомной антологии, охватывающей русскую поэзию "от нулевых до нулевых" (с 1900 до 2000 года). Я давеча, правда, рассердился ужасно, когда со списком попавших в антологию ознакомился. Даже
сердитый камент в журнале одного из составителей антологии,
Германа Лукомникова, оставил. Что ж, из песни слова не выкинешь, приведу его полностью.
"Русские стихи 1950-2000"
Такой заголовок претендует на всеобщность, всеобъемлемость.
На универсальную космичность, я бы сказал.
Я так понимаю, этот список - полный, да?
Может, я со слепу проглядел чего, но где имена таких гениальных поэтов как Владимир Климов или
Маша Максимова?
А где
Юлия Скородумова? Где Вероника Боде? Где Лилия Газизова?
А где
Ольга Ильницкая?
Где Таня Милова?
Где неподражаемая Лена Воинова?
Я понимаю, что временные ("нулевыые") рамки не позволили включить таких молодых авторов, как, например,
Данил Файзов или Наташа Бельченко, книги которых появились уже в 21 веке. Но если с карандашом в руке пройтись с этим списком по сапгировскому тому "Итогов века" ("Взгляд из России"), сколько авторов останется за бортом?!
Эх, лучше бы меня выкинули, а вставили бы Володю Климова и Машу Максимову!
Или вот взять Светлану Кекову. Может, и пишет хорошие стихи, но я ее знаю только по ее салату, в который я
приземлился на "Киевских лаврах-2006" (
т/х "Эльбрус"). Может, вместо Кековой надо было поставить стихи Газизовой, Ильницкой?
Или расширить том (сделать третий), чтоб никого не обижать?
ЗЫ
Ой, и
Месяца Вадима нет! А где Санджар Янышев?!
Я, канешна, погорячился. Хорошая, на самом деле, антология получилась. Полистал, смотрю, наконец-то и гениальный
Емелин в антологию попал. Со своей поэмой о Пушкине.
Но вот, кстати, и Людмила Пуликовская (составитель литературной энциклопедии "Аванта+", над которой она работала вместе с
легендарной Машей Максимовой), тоже с удивлением отмечает отсутствие Санджара Янышева. Вместе с тем Пуликовская пишет, что антология, презентация которой прошла вчера в "Чеховке", - это лучшее из всех подобных изданий последнего времени:
Считаю антологию «Русские стихи. 1950-2000» - лучшей из всех существующих антологий. Как по полноте, так и по качеству отобранных стихов. Это гораздо более ценное издание, чем «Строфы века» Евтушенко или «Антология самиздата» Сапгира. Видно, что проведена большая исследовательская работа. (Сапгир же явно напечатал только тех, с кем он был знаком или то, что к нему стекалось само.) Из этих томов явствует, что кроме официальной поэзии и самиздата была еще поэзия, которая просто лежала в столах, не попадая ни в прессу, ни в самиздат.
Полностью отзыв Людмилы Пуликовской нможно прочитать
тут. С ней
солидарен и мой френд
Николай Байтов:
Это самая лучшая антология, из всех, какие мне доводилось читать (а доводилось много).
Чтение её захватывает. Стихи подобраны так, что оторваться невозможно.
Смотришь, смотришь - и заново листаешь, открываешь всё новых авторов - и старых, которых знал, и совсем неизвестных. И не замечаешь, как проходит ночь.
Другой мой френд,
Данила Давыдов, в
своем отзыве (журнал "Воздух") приводит еще и несколько ниаболее ярких текстов из новой антологии.
Полностью выходные данные новой антолгии выглядят так:
Русские стихи 1950-2000 годов. Антология (первое приближение) / Сост.
И. Ахметьев,
Г. Лукомников, В. Орлов,
А. Урицкий. - В 2-х тт. - М.: Летний сад, 2010. - Т. 1: 920 с.; Т.2: 896 с. - (Культурный слой; Волшебный хор)
Первое приближение - это успокаивает. Значит, в следующем издании будут учтены и те, кто пока что остался за бортом. Что-то уберут за ненадобностью. Вот, скажем, на мои старые тексты (напечатали какую-то херню!) целых три страницы извели. А могли бы того же Климова,
легенду салона Машу Максимову или вот гениального
Лесина напечтаать (которого я давеча
сравнивал с Вильямом, нашим, понимаете ли, Шекспиром и отнюдь не в пользу последнего - ну, сами посмотрите по
ссылке, разве я не прав?).
Об этом (о следующих переизданиях) и составители говорили, когда сцену от набежавших в "Чеховку" многочисленных самопиарщиков (ох, до чего ж пример Митволя-самопиарщика заразителен!) освободили.
Не все готовы ждать переиздания. Собиравшаяся на презентацию Оля Ильницкая даже не добралась до "Чеховки". Некоторые, не попав в антологию, с горя напились. Кое-кто в непопадании видел даже следы всемирного заговора.
-
Ты - еврей!? - гневно указающим перстом подходит напившийся с горя гениальный, но не попавший в антологию поэт то к одному. то к другому составителю.
Потом гениальный поэт и на меня строго посмотрел, но указующий перст отвел. Да и что тут спрашивать, ведь, как говорится, "если кто и влез ко мне. так и то..."
В самом деле, кто еще мог влезть ко мне на берегах алтайской реки с татарским названием Чарыш?
- А ты - жидовка!? - переключился гениальный поэт на дочку составителя.
Но на это уже никто не обращал внимания. Все давно привыкли к еврейским погромам в одной, отдельно взятой голове гениального поэта. Дочка составителя быстро удалилась, подхватив под руку гениального поэта. Я даже не успел спросить у него, реален ли герой его недавней поэмы или
Зильберштейн - это вымышленный персонаж.
Когда многие разошлись, все перключились на меня. По поводу моих недавних выступлений в ЖЖ
- Ты чего, - спрашивают, - на Сережу Митрохина
наезжаешь? Серёга - наш человек!
- Да, - говорю, - Сёрёга - наш человек. Вот поэтому и болит у меня душа за него. И не ругаюсь я с ним, не обижаю, а просто
разговариваю. Простыми русскими словами.
В общем, разъяснил, что к чему.
Потом и поэт Л., не попавший в антологию, тоже заторопился.
- Последний автобус в Одинцово в 23.30.
- На электричке не быстрее?
- Не уютно щас ночью в электричках.
Что ж, в ночных электричках иногда не ограничиваются вопросами, которые тут гениальный поэт всем задавал.
ЗЫ
Жалко, у Лены Пахомовой в этом сезоне литературное кафе еще не открылось.
А какие там жаркие баталии разыгрываюца!
Вот как обсуждали встречу Путина с Шевчуком накануне закрытия сезона 2009/10 (по ссылке - перепечатки с сайта журнала "Огонек").
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/423921.html