Накануне Грегорианского Рождества ушел из жизни градостроитель Уллас.
Не говорю - "архитектор", а именно - градостроитель. Один из немногих настоящих урбанистов в нашей стране. Автор московского генерального гениального плана 1971 года.
С кем сравнить из мировых корифеев?
С гением Альберта фон Шпеера разве что.
Если бы план Улласа был воплощен в жизнь, москвичи жили бы сейчас в таком же комфортном мегаполисе, как и жители Берлина или Амстердама.
Столько всего было придумано в том проекте, что до сих пор все с ностальгией вспоминают!
Долгую жизнь прожил Николай Уллас. Почти девяносто шесть (родился в Смоленске, в 1914 году). Не так давно Медвед его с 95-летием поздравлял.
Да не просто долгую, а удивительно долгую.
Сколько раз оборваться она могла!
Уллас - один из немногих строителей канала "Москва-Волга", избежавших расстрела в 37-м. Потом - тяжелое ранение на фронте, после которого был ранен еще трижды. Всю войну прошел в составе инженерных войск Юго-Западного фронта, закончив воевать в Будапеште.
Вот сказал - "градостроитель". А сколько собственных архитектурных проектоыв у него! Хамовники, Юго-Запад, Лужники, Ленинградское шоссе, Тверская....
Но, конечно, главное творение - генплан-71. Проект города булдущего со скоростными хордовыми магистралями, со всех сторон приближающимися к центру. И с дальними рокадами, по периметру МКАДа...
А сколько всего в центре столицы гениальным планом Уллласа было проработано. И завершение Бульварного кольца, о котором городская дума мечтала еще в 1909-м, и кольцо по Камер-Коллежскому валу, и центральныме диаметры (Якиманка-проспект Сахарова, Тверская-Ордынка).
Долгая счастливая джизнь, но одновременно - трагичная.
Под конец своей мнгоготрудной жизни Уллас вынужден был лишь наблюдать, как "сладкая парочка" Лужков-Ресин со своей камарильей разуршают созданное Николаем Улласом: застраивая проложенные им транспортные коридоры.
Градостроитель вынужден был смотреть, как лужковская мафия душит Москву своей точечной застройкой, разрывая лужковским беспределом "красные линии" Улласа и разрушая всё, что было создано им.
Как многочисленные памятники гениальному градостроителю и одновременно как памятники дикому варварству Ресина и Лужкова стоят в Москве, упираясь в тихие переулки да тупички, огромные мосты, которые должны были стать частью основных городских магистралей улласовского генплана: Костомаровский, Ново-Спасский, Большой Устьинский, Коммисарисатский, Большой Московрецкий, Малый...).
Да и лужковские "новоделы" - пешеходные мосты у Киевского вокзала, в Нескучном саду - стоят именно там, где должна была пройти одна из магистралей гениального плана Николая Улласа.
Сейчас, когда Москва умирает, задыхаясь в пробках, Лужков, отвергнувший Улласа, пытается восстановить все же кое-что из его проектов.
Без них - никак! В том и гениальность планов Улласа, что каждый элемент стоит в них на своем месте, именно там, где ему стоять должно и никак иначе.
Пытаясь восстановить что-то из спроектированного Улласом, Лужков и его команда выдают творения гениального градостроителя за собственные озарения (3-е кольцо, 4-е, дальние рокады....). Что говорить, ни стыда, ни совести!
А вот, помню, на Бьеннале архитектуры все только и говорили о гениальном плане Улласа,
сравнивая с ним уродливые лужковские планшеты. Пришедшие на открытие Биеннале (там выступал Вячеслав Глазычев, Валерий Фадеев) пытались призвать Ресина к ответу, но
тот сбежал.