Родные заторыТрасса М4 Москва - Сочи - дорога для сильных духом и просто физически сильных людей. Журналисты "Огонька" убедились в этом на собственном опыте.открыть материал ...Да, действительно, узкие места трассы «Дон» - это отнюдь не узкие «проселки» а донских степях, а ее "начало" и "конец". Если начало хоть какое-то есть, то в конце трассы...
Конец трассы - это просто мрак, как справедливо заметил автор статьи в «Огоньке».
Но почему - мрак?
Да потому что со времен генерала Ермолова ни при советской власти, ни тем более при постсоветской на Кавказе практически дорог не строили.
Что строили при Ермолове? Трассы через Кавказский хребет, которые связывали Российскую империю с Закавказьем.
Военно-Сухумскую дорогу через Клухорский перевал и печально известное Кодорское ущелье.
Военно-Кутаисскую дорогу через Мамисонский перевал из Владикавказа на Кутаиси.
Военно-Осетинскую дорогу через Рокский перевал (над нынешним Рокским тоннелем) из Владикавказа в Гори.
Наконец, Военно-Грузинскую дорогу через Крестовский перевал из Владикавказа в Тифлис.
Люди постарше ходили через эти перевалы с рюкзаком за плечами по Всесоюзным туристическим маршрутам ВЦСПС (когда еще не было госграниц вдоль кавказского хребта).
«Турбазы профсоюзные раньше были тут», -вспоминал об этом в своем
кавказском эпосе народный поэт
Всеволод Емелин.
Да, больше ничего со времен Ермолова так и ен построили.
Ермолов рисовал на картах и дорогу из Грозного через Панкиси: через Банский перевал - в Телави, через перевал Датвис-Джаварисгеле - на древнюю Мцхету.
И дорогу из Майкопа - через селения адыгов - в Сочи рисовал на своиъх военых картах генерал Ермолов..
Но - не случилось.
Замирился Ермолов с Шамилем, но в горах, как и сейчас, об этом не знали (или знать не хотели). А с адыгами в окрестностях Сочи замириться так и не пришлось. С тех пор на протяжении полутора столетий территория от Новороссийска до Адлера (к северу от Сочи) - это "белое пятно" на всех географических картах.
Нельзя же считать дорогой вспомогательный проселок вдоль «железки» на Туапсе или ту страшную трассу на Джубгу, единственную построенную в советское время, о которой пишет автор «Огонька».
И вопрос со строительством таких трасс - далеко не праздный. Не «маниловский», как может показаться на первый взгляд. Если уж амбиции заставили готовиться к Олимпиаде в Сочи, то строительство транскавказских дорог в «поднимающейся с колен» России - дело наиважнейшее.
Вот основные направления, требующие «немедленного реагирования». Во-первых, упоминавлшаяся ермоловская трасса из Майкопа в Сочи (со времен Ермолова недостроено здесь всего-навсего 30 км между Гузериплем и Солохаулом).
Далее, дорога со стороны Белореченска через Апшеронск на Лазаревское (недостроено 20 км между Верхними Тубами и долиной р. Псезуапсе).
Наконец, трасса из Армавира через Лабинск - на Красную Поляну (недостроено 50 км между ермоловским постом «Третья рота» и поселком Сланцевый Рудник за Красной Поляной).
Здесь же, кстати, проходят и железнодорожные направления, требующие своего развития и продолжения (в помощь единственной одноколейки вдоль берега моря). За теми же Верхними Тубами (недалеко от Лазаревского) расположен тупик Отдаленный, откуда начинается железная дорога в сторону станции Белореченской.
Чуть ниже Гузерипля стоит тупик Каменномостский (откуда могла бы начинаться железная дорога до ст. Сочи).
А чуть ниже Третьей Роты, от станции Псебай (откуда рукой подать до узловой станции Адлер) начинается железная дорога на Армавир.
А что строят к Олипиаде-2014?
Да ничего не строят, кроме объезда вокруг Ручья! Того, который Бочаров.
А ведь любое ЧП на единственной дороге вдоль берега (хоть на автомобильной, хоть железной) - это коллапс на всем курортном комплексе, по сравнению с которым летние тромбы имени Ангелы Меркель покажутся детской забавой. Особенно с учетом того, что граница с Грузией на замке.
А такая важнейшая экологическая проблема как вывоз мусора с курорта?
Вся грязь с мусорных свалок стекает на сочинские пляжи. Почему?
Да потому что все свалки с этой стороны гор - ни одной дороги через хребет, проходящий в двадцати-тридцати километрах от города, нет.
Наконец, цифры.
1600 километров, пишет автор «Огонька».
Очевидно, автор окунулся в воду Черного моря, так и не доехав до Сочи. Расстояние -1692 километра, если быть точным. Почти 1700.
Прямая трасса из Ростова на Сочи через Белореченск позволит сократить этот путь на 230 километров. Останется - 1462. Черное море станет ближе.
Счастливого пути!
Продолжить дискуссию на www.kommersant.ru