Программу Максимовской я смотрел не с начала, но видимо, не ошибусь, если скажу, что там ни слова не было сказано о фильме Андрея Некрасова «Бунт: дело Литвиненко», премьера которого состоялась в четверг, 20-го, в Москве, в Сахаровском центре.(Пиерская - сегодня в «Мемориале»). Ничего не было сказано, несмотря на присутствие корреспондентов REN TV на московской премьере (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/176462.html).
Фильм я еще в прошлом году смотрел, когда мне Андрей диск со своим фильмом подарил. В двух словах: «Бунт» - это бомба. Бомба, подложенная в кресло Путину, где бы оно ни находилось - в Белом доме или снова в Кремле.
Впрочем, новой информации в фильме практически нет. Единственное, что я для себя нового узнал из этого фильма, так это то, что Путин «крышует» колумбийскую наркофмафию и тамбовскую ОПГ (об этом в фильме говорит немецкий журналист Юрген Ротт). Впрочем, покопавшись в Интернете, обнаружил, что и первое, и второе тоже давно известно.
Что еще?
Ну, цифра украденного Путиным в бытность руководителем комиссии по внешнеэкономическим связям в питерской мэрии: 850 миллионов долларов. Впрочем. эти цифры тоже фигурировали в обсуждениях известного доклада Марины Салье (С.-Петербург, 1992)
А остальное?
То, что Путин с Патрушевым взрывал дома в Москве и в Волгодонске и облажался в Рязани - это всем давно известно. Еще из знаменитой программы Николаева на том еще НТВ, из предыдущего фильма Некрасова («Недоверие» -
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/62048.html), ставшего лауреатом Каннского фестиваля. Из фильма, поставленного по книге Фельштинского «ФСБ взрывает России» (фильм "Покушение на Россию" -
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/81881.html). У меня он еще на вэхаэске сохранился - Ющенков подарил (привез кассеты в Москву и погиб).
Впрочем, ценность фильма не в фактической стороне. Точнее, не только в ней. Хотя сама по себе фактическая сторона тоже ценна. Факты, выстроенные в стройную цепочку событий с начала 90-х годов, говорят о ползучем государственном перевороте, когда преступная лубянская группировка начинает прибирать себе власть с 1994 года и полностью захватывает ее к концу 1999-го.
Важнее эмоциональная сторона фильма, в котором автор не играет в объективность, а показывает собственное отношение к происходящему в стране. Он подолгу разговаривает в Берёзой, а еще дольше - с Литвиненко, тепло обнимаясь с ним на прощание.
Почти позабытые факты мелких терактов начала 90-х, в которых все подозревали злых чеченов, а на месте преступления оказывались кагбешники (называются конкретные имена: Шеленков, Воробьев). Взрывы на железной дороге, взрывы в автобусах, троллейбусах, за которыми последовал безумный танковый рейд на Грозный, началась 1-я Чеченская война, а Ельцин стал заложником кагебешных интриг.
Ну и взрывы 99-го, приведшие на политический олимп никому не известного топтуна из Дрездена, сидевшего потом в тесном кабинетике рядом с туалетом в питерской мэрии. Затем - странные и, как считает автор, подконтрольные теракты на Дубровке и в Беслане, когда зрителей в театре травили газом, а школьников жгли огнеметами и расстреливали из танков. Подконтрольные, потому что один из террористов работал в администрации Путина, о чем вспоминает в фильме Анна Политковская (писала об этом, и нет уже ее).
Ну и остальные факты ложатся в общую канву: «крышевание» колубмийской наркомафии и отмыв денег «тамбовских» в Лихтенштейне через франкфуртскую фирму SPAG.
Когда предыдущий фильм «Недоверие» (о взрывах 1999-го года в Москве) демонстрировался на Каннском фестивале, в доме Андрея Некрасова кагебешники устроили форменный погром, переколотив всё, что можно, попрыгав на крыше автомобиля, а на диване оставив портрет Литвиненко, придавленный камнем. Мол, вот причина погрома. Эти кадры тоже вошли в фильм.
- Если бы переворот 94-го организовывала армия, военные, они бы пригнали танки, пушки, подняли в воздух самолеты, - говорит Литвиненко.- А когда переворот совершает тайная политическая организация, действующая свойственными ей методами, то никто ничего не замечает. Замечают лишь результат: в Кремле - чекисты, в правительстве - чекисты. И везде - чекисты.
Вспоминает Александр Литвиненко и то, с чего началась кагебешная карьера Путина. С доносов на однокурсников в ЛГУ (в университет он пришел уже завербованным агентом КГБ).
Не обходит Литвиненко и собственные эпизоды работы в КГБ/ФСБ. Ему поручают «прессануть» («избить, загрузить оружием, убрать») Трепашкина, потом - убить Березовского.
- Неужели ты не можешь убить еврея, ограбившего полстраны?!
Вспоминают в фильме, что из себя представляла Чеченская война:
- Офицеры продавали роту, продавали ПТУРСы (противотанковые реактивные управляемые снаряды). «Особисты» - ваще мразь просто, «особисты» солдат русских в рабство продавали.
Объясняет Литвиненко, предвосхищая будущее, за что его отравили полонием-210.
- Ты можешь всю агентуру продать - навербуем новых! Но ты покусился на святое, на систему! Ты что, хочешь, чтобы мы все на метро ездили?!
Святое - это система зарабатывания денег пришедшей к власти лубянской преступной группировкой: от «крышевания» мелкого бизнеса до руления нефтегазовыми потоками.
- Ты чё, не можешь себе 5-6 магазинов найти? - задавали вопросы Аалександру Литвиненко еще в Москве его коллеги. - Не можешь - мы тебе сами найдем, будешь жить спокойно.
Фильм снят мастерски. Чего стоит сопоставление многочисленных похорон: на Каширке, на Гурьянова, потом - в Грозном, в Самашках. Когда страна под властью кагебешников воспринимается одной большой зоной, мы видим знакомый по «Калине красной» Кириллово-Новозерский монастырь, ставший теперь тюрьмой для пожизненно приговоренных чеченцев.
А чего стоит бесподобный монтаж, когда Литвиненко говорит о продажности "своих", прикормленных судей из действующего резерва КГБ на фоне ужимок и ухмылок придурка в мантии, расправляющегося с Михаилом Трепашкиным!
Наконец, финальные кадры, в которых автор провожает до подъезда Анну Политковскую (и стоп-кадр у того самого подъезда на Лесной) и разговаривает с Мариной Литвиненко у постели умирающего мужа, Похороны на Хайгетском кладбище героя, помирившего ислам с христианством.
В итоге фильм воспринимается зрителем как увесистая пощечина Путину, Патрушеву и иже с ними. Увесистая пощечина пахану тайной преступной организации, захватившей страну и набивающей теперь карманы от нефтегазовых потоков через «Гунвор» братьев Тимченко.
- В Советском Союзе было две идеологии: коммунистическая и уголовная, - говорит в фильме Алекксандр Литвиненко. - Теперь осталась лишь уголовная.
ЗЫ
Героев этого фильма уже нет в живых: Политковской, Литвиненко, Артема Боровика.
Ющенков подарил мне кассету с "Покушением на Россию" - тоже погиб.
Некрасов диск со своим "Бунтом" подарил. Очень боязно за него. Погром в его доме уже был - последнее предупреждение. Что дальше?
ЗЫЗЫ
А Путен стал кинозвездой. В cast попал. В смысле, в список действующих лмиц. Голливдуский кросавчег, блядь!!