Психо-лингвистический анализ

Oct 06, 2009 17:23

В Санкт-Петербурге психолого-лингвистическая экспертиза установила, что лозунги «Убивай хача!» и «Россия для русских!» могут не иметь ксенофобской направленности. В Новороссийске экстремистским признан лозунг «Свободу не дают, свободу берут». Из всех искусств для нас становится важнейшим искусство лингвистического анализа. По просьбе БГ (Сайт "большой город", bg.ru) директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз подготовил экспертизы трех известных сказок, а московские граффитчики расписали стены экстремистскими лозунгами, за которые скоро можно будет угодить за решетку

<...>
Поп и Балда

«Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
«Сказка о попе
и работнике его Балде», А.С.Пушкин

Вопрос к эксперту:

«Направлено ли высказывание работника Балды в контексте данной ситуации на разжигание национальной розни, а также на унижение чертей по признаку национальности, происхождения?»

Экспертиза 1
Перед экспертом был поставлен вопрос: «Направлено ли высказывание работника Балды в контексте данной ситуации на разжигание национальной розни, а также на унижение чертей по признаку национальности, происхождения?»

При анализе высказываний работника Балды использовался контент-анализ, ситуационный анализ, а также лексикографический анализ.

В словаре С.И.Ожегова есть слова «проклятый», «племя», «корчиться».

Племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.
Проклятый - ненавистный, проклинаемый.
Корчить - изгибаться в корчах, судорогах.

Обращаясь к чертям словами «проклятое племя», работник Балда, безусловно, выделяет их по признаку происхождения. Слово «проклятый» является в данном контексте прилагательным и содержит негативную оценку чертей с точки зрения говорящего (они ему ненавистны, см. толковый словарь). Можно утверждать, что оно имеет оскорбительный характер. Слово «корчить» предполагает насильственное по отношению к чертям действие, причиняющее им болезненные ощущения. Таким образом, можно говорить об угрозе или шантаже, содержащихся в словах работника Балды, адресованных группе лиц, объединяемых по признаку происхождения, и выраженных в оскорбительной форме, что очевидным образом унижает данную группу лиц.

Таким образом, ответ эксперта на поставленный вопрос: да.

Экспертиза 2
Перед экспертом был поставлен вопрос: «Направлено ли высказывание работника Балды в контексте данной ситуации на разжигание национальной розни, а также на унижение чертей по признаку национальности, происхождения?»

При анализе высказываний работника Балды использовался контент-анализ, ситуационный анализ, а также лексикографический анализ.

В словаре С.И.Ожегова есть слова «проклятый», «племя», «корчиться».

Племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.
Проклятый - ненавистный, проклинаемый.
Корчить - изгибаться в корчах, судорогах.

Обращаясь к чертям словами «проклятое племя», работник Балда не выделяет их по признаку происхождения, поскольку черти не являются людьми (см. толкование), то есть в данной ситуации можно говорить о метафорическом употреблении слова. Слово «проклятый» является в данном контексте причастием и не содержит негативной оценки чертей с точки зрения говорящего, а лишь констатирует имевший место в прошлом факт проклятия. Следовательно, можно утверждать, что обращение «проклятое племя» не выделяет чертей по национальному принципу (характерному лишь для людей) и не носит оскорбительного характера. Слово «корчить» не содержит угрозы, а лишь фиксирует возможные для чертей последствия морщения моря.

Таким образом, ответ эксперта на поставленный вопрос: нет.
<...>

Отсюда: http://www.bg.ru/article/8263/

язык

Previous post Next post
Up