Расскажу, как мне довелось совершенно неожиданно побыть актрисой на съемке постперестроичного боевика
"Американ бой". Дело было в славном городе Херсоне, в 1992 году, курсе на втором. Ясным майским денечком я направлялась к входу в институт, где не была уже несколько дней и прокручивала в голове очередную "правдивую" версию моего затяжного отсутствия, добавляя уважительных деталей поярче. Да, прогуливала я страшно и с некоторыми препами по необязательным предметам знакомилась уже на сессии.
И вот на входе меня цепко хватают под руки какой-то дядечка и какая-то тетечка в кепках и с ацки-довольным рыком друг другу: «Она!! Она-она!!». «Нет, это не я!», испуганно задергалась я в их объятиях. Надо сказать, что куролесила я в то время беспощадно, и мало ли чего я могла натворить там, особенно где не помню.
Но те меня поспешили расслабить: «Деточка, хочешь сниматься в кино?». Неожиданный вопрос вкупе с таким агрессивным кастингом на главную роль повергли в ступор минут на пять. За которые кепки вовсю распинались, что это будет за прекрасный фильм и что ждет меня слава покруче, чем у Сильвестра Сталоне и что дадут справку и отмажут от прогулов.
Сюжет фильма прекрасно описан в Википедии. Зацените всю художественную тонкость и глубину глубин:
«Советский специальный корреспондент берёт интервью у бывшего советского воина сироты Коли Найдёнова, воевавшего в Афганистане, а ныне - американского гражданина Ника Маккена. Тот оставляет беременную жену и отправляется в Россию, чтобы проведать своего друга-однополчанина Сергея.
Однако беременная жена друга говорит, что его убили. Маккен является в ресторан «Зодиак», где погибший друг работал охранником, но директор наотрез отказывается отвечать на его вопросы.
Пара наркоманов забивает до смерти жену Сергея. Маккен решает отомстить. Он врывается в ресторан и раскалывает директора. Оказывается, что Сергея забили до смерти охранники из банды братьев «Близнецов». Маккен выслеживает рэкетиров, которые привозят дневную выручку, и раскалывает её владельца.
Затем он снимает номер в отеле для интуристов, дожидается появления там младшего Близнеца и вешает его в туалете.
После этого он нападает на старый пивзавод, где заседают бандиты. Истребив всю банду, он предлагает старшему Близнецу честный бой. Противники дерутся на лопатах.
Могучий Близнец жестоко избивает героя, но тот, собравшись с силами, перерубает бандиту горло.
Обессилевшего Маккена задерживает опер - старший лейтенант Мухин, также известный как Железяка. Маккен приглашает его в ресторан и рассказывает ему всю историю. Железяка выпускает его в Америку».
Думаю, что сейчас такой синопсис редакторы прямиком переправляли бы мозгоправам в дурку. Но тогда это было какбэ на злобу дня. «Вся Канадчикова дача к телевизиру рвалась!..»
Мой выход в кадр планировался как раз в стенах Интуриста, в роли проститутки Кэт (на кого ж еще меня могли позвать в кино?), которая приняла в судьбе героя судьбоносно-спасительно участие. Нет, не посредством своей профессии, а путем организации побега героя от бандитов из Интуриста по простыням с окна своего номера.
Короче, на 97 советских рублях гонорара я сломалась (Моя стипендия была тогда - 45 рэ и ее всегда отчаянно задерживали). Сказали на съемки прийти завтра, текст роли произвольный (!!!) , одеваться и краситься не надо - там все дадут.
Мои два закадычных друга-однокашника решили отправиться вместе со мной в качестве бодигардов, так как «в кино работают одни сутенеры, и там все - сплошь наркотики и проституция». Дескать, что на экране, то и за кулисами. Но сильно старались при этом не выдавать своих надежд попасться на глаза режиссеру и тож подзаработать на такой лафе.
Приходим и видим… Что на мою роль сидит еще одна претендентка в сопровождении своей бабушки, которая не повелась на «мы все дадим» и предусмотрительно заранее одела свою внучку в короткий, блестящий леопёрд и завила ей букли. А я - без буклей и в джинсах без бабушки!
Я поняла, что не видать мне вожделенной роли проститутки Кэт и 97 советских рублей еще когда два важных дяди от искусства долго спорили между собой, выбирая меж леопёрдовыми кудряшками и моими ангельски-бесстыжими глазами. Победили Кудряшки (кто б сомневался, с ее то размером груди и агрессивно настроенной бабушкой с горячей плойкой в руке!).
Но меня утешили, сказали, что все равно будут снимать, только теперь в роли подруги бандита. Ждали долго. Вокруг творился ацкий ад из согнанных сниматься таких же актеров и массовщиков. Никого никуда не выпускали, иначе "вас потом не соберешь". Рядом со мной сидел парень с совершенно ошалевшим видом и поведал, что его свинтили сюда прямо с улицы Суворова и он понятия не имеет для чего и зачем. Мы с бодигардами прояснили. Он обхватил голову руками и заныл что-то про уезжающий поезд.
Снимали еще дольше. Дублей овер 9000. То бокал не так разобьют, то жидкость не туда потечет, то повешенный не так мрачно крикнет. Моих друзей тож без дела не оставили: они, довольные, играли обычных посетителей бара, которые пили воду из граненых стаканов, типа как водку.
Меня же снимали ТАК много и долго, что я думала - это будет часть 2 и уже про меня. Но в итоге я там осталась всего в двух моментах. В той идиотской сцене, где толпа баб в параксизме восторга с визгами бросается на грудь входящего в бар Близнеца. И той, где подруги бандитов вместе в проститутками танцуют в баре, а потом начинается перестрелка и мы все с воплями ужаса валимся на пол.
Все остальное попало в корзину. Что ж, Чарли Чаплин еще хуже начинал - его первую роль вообще всю без остатка вырезали. Как и роли моих друзей-бодигардов. Вырезали, даже не крикнув «аллах акбар!» на прощание. Ничего, решили мы, в следующий раз повезет больше. Я же точно тогда знала, что мой роман с кино только начался.
Мы же, оставив ответственному за титры (как потом оказалось «безответственному», т.к. в титрах я себя даже с лупой не нашла) свои ФИО и получив честно заработанные 97 рублей, отправились в ближайшую пельменную вкупе с рюмочной. Обмыть почин на ниве актерства, так сказать.
Я проставилась своим бодигардам на весь гонорар, мы много ели и пили, вспоминая наш кино-дебют.
И я даже не подозревала, что в это время, в ночи, в сторону «Интуриста» в ужасе несется моя мама, в костюме «в чем была». Которая, зненадська приехав навестить свою непутевую дочь, застала только записку в двери на всякий случай: «Мама, буду поздно - снимаюсь в кино!».
Мама ведь тоже знала, что кино - это сплошь сутенеры, наркотики и проститутки. Конечно, а как иначе?