Вопрос внешнего вида аппарата, поднятый коллегой Вячеславом Кондратьевым в его посте о стратосферном самолете БОК-15
https://vikond65.livejournal.com/977027.html, меня заинтриговал. Поэтому, так сказать, в дополнение к посту размещаю иллюстрации проектов БОК по теме стратосферных полетов:
Собственно БОК-15:
(из книги Якубовича Н.В. "Сталинский маршрут Чкалова и Леваневского...")
Проектный чертеж БОК-15 (колпак фонаря ещё по центру, убранные колеса шасси прикрыты обтекателями) из статьи Михаила Маслова в журнале Le Fana de L’Aviation за апрель 2009 г.
И собственно он на фото(оттуда же) в количестве ажно 2 штуки + БОК-7 1 штука.(Кстати,интересно, что за самолет игриво задрапирован в левом углу фото?)
UPD: похоже над фото поработали мастера сталинско-ленинского аналогового фотошопа т.к. отсутствуют колпаки гермокабин и, что более очевидно, масло-водорадиаторы под фюзеляжем (смотри соседствующий с ними менее секретный БОК-7 - у него с БОК-15 радиаторы были идентичными, впрочем, в ходе постройки самолетов, после ареста Чижевского отмечалось, что "...выявилась необходимость переделок по ряду важных объектов самолёта, как моторное оборудование (бензо-масло-водосистемы), электрооборудование и др. Также выявилась возможность увеличить дальность самолёта (примерно до 1000 км) за счёт придания более плавной формы носовой части самолёта и переноса радиатора...", но довели ли перенос радиатора до реализации - остаётся неизвестным, хотя для уже строящегося самолета ИМХО это маловероятно т.к. требует серьёзного перепроектирования).
А вот модель БОК-15 в трубе ЦАГИ (Д.А. Соболев "Экспериментальные самолеты России 1912-1941 гг."). Чётко виден каплевидный фонарь гермокабины.
Другие стратосферные проекты на основе БОК-7:
Вот уж кто-кто по-настоящему самолет-призрак, так это - БОК-11: ни одного фото атрибутированного как БОК-11 вы не найдёте, хотя самолет этот фигурировал в документах, был построен и летал, но... Всё дело в том, что взгляды военных и высшего руководства на функции самолетов с гермокабинами менялись ещё до того как проекты, а потом и сами самолеты приобретали законченный вид.
Вначале проект стратосферного разведчика носил обозначение БОК-7.
«Самолёт БОК-7 - стратосферный разведчик, является модификацией самолёта БОК-1, с введением вооружения и повышением аэродинамических качеств. Самолёт имеет крыло большого удлинения с гладкой работающей металлической обшивкой. Длина самолёта увеличена для повышения эффективности оперения. Герметическая кабина переработана с точки зрения обеспечения максимальной безопасности полёта. Вооружение состоит из 2-х ШКАСов, установленных на крыле, и 2-х пулеметов для обстрела верхней и нижней задней полусферы, бомбовая нагрузка составляет 400 кг. Самолёт приспособлен для фотосъёмки до высот 14-16000 метров. Проектирование самолёта началось в 1935 году. В течение года разработан эскизный проект, закончены расчёты и проектирование крыла с гладкой обшивкой, проработан ряд схем по вооружению машины» (Отчёт директора завода № 35 Филатова и начальника БОК Чижевского от 15 октября 1935 г.)
Конечно же даже изначальный проект БОК-7 не был модификацией БОК-1, а являл собой самостоятельную конструкцию, гермокабина в которой имела несущую функцию, будучи частью фюзеляжа.
На его основе был разработан целый спектр различных проектов самолетов приведенных ниже.
Однако, отчаянные времена преодолевателей пространств и просторов требовали отчаянных мер и потому, Чижевскому "свыше" было предписано построить первый БОК-7 в варианте рекордного самолета для полёта на высоту 16000 м. Так "стратосферный разведчик БОК-7" стал рекордным самолетом БОК-7, а второй экземпляр уже должен был быть построен в вооруженном варианте, за которым и закрепилось обозначение БОК-11.
Главным образом из-за задержки с доводкой и поставкой двигателей постройка самолетов затянулась. А тем временем испытания высотного АНТ-42 (он же ТБ-7, который потом станет Пе-8) с дополнительной силовой установкой для наддува двигателей, благодаря которому он мог забираться на 11 000 м, значительно понизили интерес военных к БОК-11 - дорогая машина с более чем скромной бомбовой нагрузкой превратилась из прорывной конструкции в сомнительной ценности игрушку. В приоритет же вышел проект рекордного дальнего высотного самолета БОК-15 - доработанного БОК-7 с крыльями-баками повышенной прочности, убираемым шасси, улучшенной аэродинамикой и дизельным двигателем с турбонаддувом. Но, Чижевский был арестован, в том числе и по подозрению во вредительстве. В итоге, вооружение на БОК-11 так и не установили, а оба самолета было решено передать для тренировок экипажей БОК-15. Позже, как минимум один из них использовался для испытаний дизеля АН-1РТК для БОК-15, а позднее М-40 для АНТ-42. Кто из двух братьев-близнецов так и не стал военным, по скудным фотографиям с самолетами без маркировок определить уже сложно, поэтому все они атрибутируются как БОК-7
Проект рекордного "покорителя высоты" БОК-7 (лучшего качества пока нет) :
Разведчик-бомбардировщик (и похоже ещё и торпедоносец, что как минимум странно) БОК-11.
Проходившая испытания электрическая ДУ турель для БОК-11 (из той же книги Соболева, см. выше)
Летающая лаборатория для изучения стратосферы БОК-12
6-местный стратосферный пассажирский (VIP?) самолет БОК-13 (он же БОК-10 первоночально)
Вот такая история.