В этом мае в Австрии я впервые попробовал полет на планере. К сожалению не все удалось попробовать - не очень повезло с погодой, но в целом мне понравилось!
После перебазирования моих друзей по ИЛ-14 на аэродром Шевлино многие из них тоже впервые летали на планерах и увлеклись этим особым видом авиации.
А читая на днях свежий июльский выпуск журнала AOPA Pilot, я наткнулся на интересную статью Барри Шиффа "Парение самолетов. Изучаем, как и где найти восходящие потоки." В статье описывается методика, к которой пришел автор, и которую он предлагает своим студентам. Она позволяет получить опыт парения в восходящих потоках на обычных моторных самолетах, причем без остановки двигателя. Уверен, что и нашим пилотам будет интересно.
Я также буду рад вашим комментариям относительно методики, может быть вы уже применяли ее или что-то подобное?
------
В основе парящего полета планеров лежит полет на лучшей скорости планирования в восходящем воздухе таким образом, что в процессе можно набирать или удерживать высоту. Иначе говоря на планере нужно лететь в таком восходящем воздухе, который поднимается быстрее, чем снижается планер.
Хотя высоко эффективный планер может иметь аэродинамическое качество более 50/1, обычный тренировочный планер имеет значительно худшее качество - около 30/1. А это означает, что при полете с наилучшей скоростью планирования, к примеру 60 узлов, он будет снижаться в спокойном воздухе со скоростью два узла, или 200 футов/мин. Однако обычный легкий самолет обладает качеством всего 8/1 или 9/1 - не очень-то эффективный планер. Так как же использовать самолет вместо планера для парения? Все очень просто.
Предположим, вы хотите практиковать парение на Цессне 172Р. У этого самолета наилучшая скорость планирования - 65 узлов. Чтобы его качество стало 30/1, у него должна быть скорость снижения 2.2 узла, что эквивалентно приблизительно 225 футов/мин. Таким образом для эмуляции тренировочного планера на Цессне 172Р необходимо планировать со скоростью 65 узлов, снижаясь при этом на всего на 225 футов в минуту. Для этого потребуется немного мощности.
Для определения потребной мощности установите нормальное снижение на холостых оборотах со скоростью 65 узлов. Теперь очень медленно постепенно добавляйте обороты пока самолет не станет снижаться со скоростью всего 225 футов в минуту, удерживая при этом скорость 65 узлов. Вот и все! Запомните необходимые значения мощности на будущее и подтяните фиксатор ручки газа для удержания этого положения, и вуаля! вы летите на планере с аэродинамическим качеством 30/1.
Если при таком сочетании скорости и мощности полет происходит с некомфортно вызоко задранным носом, то выпустите первую ступень закрылков. Потребуется дополнительная мощность для удержания того же сочетания скорости полета и скорости снижения, но нос самолета скорее всего опустится до более комфортного уровня.
Определившись с необходимыми настройками мощности и закрылок, подождите дня с хорошей термической активностью или направляйтесь туда, где местный ветер направляется вверх горным склоном.
Идея заключается в том, чтобы влететь в область предполагаемого восходящего потока, строго удерживая наилучшую скорость планирования и определенное ранее значение мощности. Если при этом вы будете удерживать или набирать высоту, то вы парите. Если самолет спускается быстрее чем 225 футов в минуту (пример с Цессной), то вы в области нисходящего потока. Попрактиковавшись в подходящих условиях, вы увидите, что возможно и очень интересно набирать высоту, не меняя скорость или мощность. При этом главная задача - не просто ощутить "волшебство" парящего полета, но и узнать, где и при каких условиях можно получить полезный эффект от восходящих потоков, а также подтвердить очень реалистичным образом законы атмосферы и их эффект на полет.
Изучение того, как и где можно найти восходящий поток, бесценно не только для планеристов, но и для пилотов самолетов, летающих с большим взлетным весом или на высотах с высокой плотностью воздуха. Знание того, где можно найти восходящий воздух и как избежать нисходящего, может значительно улучшить характеристики любого малого самолета.
------
Вот и все на этот раз. Жду ваших комментариев!
Чистого неба!
Posted via
LiveJournal app for iPad.