Оригинал взят у
vulkan_avia в
Володарский Юрий Анатольевич - или рассказ о хорошем инструкторе«Лётчики бывают смелые и… старые». Просто «смелые» не доживают до старости.
Это старая авиационная поговорка хорошо характеризует авиационную специфику. Либо ты летаешь аккуратно, с аппаратом всегда на «Вы», либо летать будешь недолго.
Хочу познакомить вас с одним из опытнейших инструкторов первоначального обучения - Юрием Анатольевичем Володарским. По состоянию на сегодняшний день он подготовил более 500 пилотов-планеристов и самолётчиков, многие из которых в итоге стали летчиками коммерческой авиации. Из этого количества - 50 девушек. Самому младшему из его курсантов на момент самостоятельного вылета было 13 лет, самому старшему - 60 лет. К слову, сейчас появилась тенденция, что учиться приходят люди "за 50", которые когда-то давно в молодости отказались от своей мечты летать. Примечательно, что среди людей осваивающих лётную науку можно встретить много людей совсем нетехнических специальностей, например, художников и архитекторов. Но и их Володарский ставит на крыло, хотя с несколько бОльшими усилиями.
Пилот-инструктор 1-го класса Володарский Юрий Анатольевич
Юрий Володарский - частица той кровеносной системы ДОСААФа, которая пронизывала всю страну и питала нашу авиацию новыми силами. С авиацией неразрывно связана вся его жизнь. Его пилотский универсализм поражает - освоены все типы существовавших в ДОСААФ летательных аппаратов - все планера (Бланик, Янтарь, ЛАК и их модификации), самолёты (Як-18Т, Як-52, Wilga, L-29), вертолёты. В 90-х участвовал в испытании мотопланера Россия АС-5 с убирающимся двигателем.
Юрий Анатольевич летать начал в ЮПШ (Юношеская планерная школа) на Тушинском аэродроме, параллельно учась в Московском авиационном техникуме по специальности мотостроение. Затем был 2-й Московский городской аэроклуб (2МГАК или, как сейчас, - 2МАК), поступление в Волчанское лётное училище (ВАУЛ, выпуск 1981) - единственное учебное заведение в Союзе, которое готовило летчиков-инструкторов.
А после выпуска - снова аэроклуб, но уже в роли инструктора. Принимал участие в воздушных парадах, проходивших над Тушинским аэродромом. В постсоветское время руководил аэроклубами, базировавшимися на аэродромах Мячково и других.
В авиационном сообществе дядю Юру представлять не нужно. Каждый раз, когда я рассказываю , что недавно летал проверочные с Володарским, люди восклицают «О, у вас на аэродроме летает Юрий Анатольевич? Да вам очень повезло!».
И действительно, нам реально повезло. Доверяя опыту дяди Юры я прошу его проверить мою технику пилотирования, после значительных перерывов, спрашиваю совета и помощи в процессе обучения моих друзей, интересуюсь особенностями тех или иных аппаратов, на которых он летал. Его мнение для меня и всех летающих на аэродроме является практически беспрекословным - как надо делать, чтобы полёты были полезными и безопасными.
Если я слышу от Володарского «а я бы сейчас не полетел, а подождал бы часика 3-4, когда похолодает» (такой совет я услышал летом прошлого года, перед облётом самолёта с только что установленным отремонтированным мотором), то это реальный повод не торопиться. Помню, как я его про себя благодарил за этот совет, переждав жару и взлетев по вечернему холодку.
Обучая ребят на ВЖИКе я вижу, что Володарский очень внимательно следит за процессом. Как бы невзначай, проходя мимо, может спросить, как и кто летал, что запомнил. А через пару дней, может позвонить и поинтересоваться «Как дела, какие выводы сделали из ошибок?» И тут же подсказать, на что обратить внимание. Иногда, когда у него есть кусочек свободного времени, мне удаётся уговорить его слетать проверочные полёты с моими курсантами. И после каждого такого полёта мы с жадностью слушаем все его замечания.
Вы спросите: Почему же Володарский летает на аэродроме в Конаково? А ответ прост - в Конаково базируется уникальный мотопланер «HK36 Super Dimona» (производства австрийской компании Diamond Aircraft). А дядя Юра, как профессиональный планерист - не может без парящих полётов. Если слетать на пилотаж сейчас можно практически на каждом аэродроме, то полёт на планере в Московской области это эксклюзив. А на мотопланере тем более - имея все преимущества планера, он лишен его недостатков - кончился восходящий поток, включил двигатель и полетел дальше. Кроме того, мотопланер не требует самолёта-буксировщика и даже сам может буксировать другой планер.
Если говорить упрощенным языком, Супер Димона безопаснее моего Вжика или Мушкетера Дениса в три раза. Такая цифра берется из сравнения аэродинамического качества - обычный самолет имеет около 6-7, Димона же - 30.
Неискушенный человек не отличит Димону самолёта. Для него это будет просто самолёт с большими крыльями. В принципе это недалеко от истины - этот великолепный паритель с двухместной кабиной и параллельной посадкой по своим характеристикам ближе к самолёту. Такой тип планеров называют турингами (Touring Motor Gliders). Подразумевая возможность их туристического применения.
Кстати, пилотаж на планере тоже возможен и он не менее эффектен и интересен, чем пилотаж на самолёте. Но для этого используются уже специальные планера. В Московской области такой планер летает в Серпуховском районе на
аэродроме "Дракино". Посмотрите это видео - оно не оставит вас равнодушным.
Пилот познавший безмоторный полет, больше уверен в себе, потенциальный отказ двигателя не так страшит его. Улучшаются навыки расчета посадки. Можно сказать, что каждому пилоту, как начинающему так и опытному - будет полезно получить навыки пилотирования планера. Как показывает жизнь, навыки пилотирования планера полезны даже для пилотов аэрбасов. 150 человеческих жизней удалось спасти Чесли Салленбергеру, посадившему А-320 с отказавшими двигателями на воды Гудзона. Определенно можно утверждать, что именно опыт и навыки полученные при занятиях планерным спортом помогли ему совершить разворот на 180 градусов и произвести контролируемое приводнение 80-тонного аппарата. И все это с высоты лишь 1000 метров, имея нулевую тягу.
Володарский с курсантом на фоне планера Бланик
В СССР планера использовали для обучения летчиков - достаточно вспомнить лозунг "От модели - к планеру, с планера - на самолёт". Покрышкин в свою бытность авиатехником строил планера и летал на них. В качестве буксировщика используя автомобиль. Если обратиться к опыту вермахта, то в программе обучения пилотов все начиналось с планера. Самый титулованный ас вермахта - Эрих Хартман в юном возрасте учился летать на планере под руководством своей матери.
Специальные многоместные десантные планера активно использовались в Второй Мировой, как немцами (вторжение в Голландию и захват Крита), так и союзниками. Самое масштабные применения планеров состоялось во время высадки в Нормандии и Голландии. Количество десантников доставленных на планерах доходило до 15 тысяч. Для их высадки было задействовано 2500 планеров. В качестве буксировщиков использовали транспортные самолеты (основной были C-47 - 1300 штук) и бомбардировщики.
Планеризм и сейчас широко распространен в Европе - в Южных Альпах по выходным до 700 планеров находится в воздухе!
Юрий Анатольевич рядом с мотопланером Супер Димона (аэр. Конаково)
Димона в полёте
В КДП аэродрома Конаково
Катание детей (аэр. Конаково)
Взлёт (аэр. Конаково)
P.S. На заметку хозяину. Самая лучшая погода для парения в нашей полосе начинается тогда, когда начинает сходить снег - пахота быстро прогревается и даёт шикарные термические потоки. Именно в это время легче всего понять, что двигатель для настоящего полёта абсолютно не обязателен. Если вы готовы почувствовать себя орлом - добро пожаловать в Конаково. Дядя Юра с радостью подарит вам небо.