Осваиваем планеры - часть 3 - Самозапускающийся планер Pipistrel Taurus

Aug 04, 2014 08:16


Если вы регулярно смотрите выпуски PilotTV, то непременно уже заметили нового спонсора программы - словенскую компанию Pipistrel. А если вы были еще более внимательными, то могли услышать от ведущего программы - Александра Швыдкина, о бесплатных демонстрационных полетах на различных аппаратах Pipistrel в Москве, Краснодаре и в Словении, организуемых при поддержке представительства компании в России.

В Москве же возможно попробовать довольно редкую птицу - современный двухместный самозапускающийся планер с посадкой пилотов бок-о-бок - Pipistrel Taurus. Узнав об этом, я вспомнил, что уже видел этот планер недавно в Шевлино. Когда я отправил заявку на демонстрационный полет через сайт представительства, мне пришел ответ от Владимира Зинченко с контактами Сергея Невструева, владельца того самого Тауруса из Шевлино.



И вот в очередную поездку на аэродром, заметив на полосе знакомый аппарат, я набрал Сергея и договорился о полете минут на 20 сразу, как планер вернется. Так как в первую очередь мне хотелось оценить управление планером, то фотоаппарат я с собой не брал, а Гоупро осталась дома в ожидании ремонта. Поэтому мои фотки только на земле, а для иллюстрации полета я позаимствовал несколько фотографий из отчета Александра "russos" Попова.

Планер выглядит очень современно как снаружи, так и внутри. Размеры у меня не маленькие, но кабина обеспечивает очень комфортную посадку, при этом плечами с инструктором тереться не приходится. Дополнительно положительно на комфорт влияет отсутствие необходимости надевать на себя парашют, так как аппарат снабжен парашютной системой спасения всего планера.



При передвижении на земле убирающееся трехточечное шасси обеспечивает легкое руление без внешнего сопровождения. При этом стоит отметить, что амортизация шасси не предусмотрена и на неровной поверхности травяной полосы ощутимо потряхивает. На взлете планер показался мне чувствительным к боковому ветру - его заметно разворачивало.

Несмотря на такую не очень выгодную с точки зрения лобового сопротивления компановку планер имеет хорошее аэродинамическое качество 1:41, а это значит, что при штиле с 1 км высоты можно покрыть в планирующем полете расстояние до 41 км.

Вы спросите, а как же двигатель - с ним же можно пролететь еще дальше? Но неспроста этот аппарат называется именно самозапускающимся планером, а значит двигатель используется только во время взлета и начального набора высоты и затем останавливается и скрывается в специальной нише в фюзеляже позади кабины.



Производитель предусмотрел возможность запуска двигателя в воздухе, но процесс этот непростой и рекомендовано приступать к нему только после выбора места посадки на случай неуспешного запуска.

Двигатель в полете работает довольно тихо, но кофортнее пользоваться гарнитурой, а после уборки двигателя гарнитура снимается и можно общаться как в обычном планере с радио, выведенным на динамик в кабине.

Перед уборкой двигателя необходимо убедиться, что винт расположен строго вертикально, иначе силовая установка не влезет в свою нишу. Так как винт продолжает вращаться и после выключения двигателя от набегающего воздушного потока, то необходимо снизить воздушную скорость практически до скорости срыва, при этом увеличивая/уменьшая скорость при необходимости провернуть винт до нужного положения. Контроль положения винта визуальный, но крутить головой не надо - у передней кромки колпака кабины установлено небольшое зеркало заднего вида.

Стоит отметить, что зеркало удобно и просто для обзора назад, так как при отличном обзоре вперед, вверх и по сторонам, обзор назад ограничен задней стенкой кабины. С учетом компоновки, естественно ограничен и обзор вниз вбок со стороны дальнего борта.

Управляется планер очень легко - буквально двумя пальцами на ручке управления. Нагрузки на рулях комфортные и информативные. Высокое аэродинамическое качество позволяет "выпаривать" даже в слабых восходящих потоках. Кстати управление планером с левого кресла осуществляется преимущественно левой рукой, так как правая рука работает с интерцепторами, закрылками и т.д. Как говорят опытные планеристы, изначально управлять правой рукой проще (правшам разумеется), но при тренировке в управлении левой одновременно повышается точность обеих рук.



Приборное оснащение планера современное - есть электронный вариометр с аудиовизуальной сигнализацией изменения вертикальной скорости и с системой исключения влияния на вертикальную скорость от перевода планера пилотом в набор или снижение. Решение навигационных задач значительно облегчается большим информационным дисплеем с электронной картой и записью пройденного пути. Остальные отличия в приборах от обычного планера обусловлены наличием двигательной установки.

Обучение на Таурусе новых пилотов и ввод на этот тип действующих пилотов в Шевлино проводит опытный инструктор и многократная чемпионка мира по планерному спорту Вера Шишлакова вместе с владельцем планера Сергеем Невструевым. Летать с ней очень приятно и спокойно - уверен, что она легко найдет подход к любому ученику! Более подробную информацию об этих полетах вы можете найти на их сайте.

В этом полете мы набрали высоту 1100, убрали двигатель и покружились немного над проверенными местами в поисках термиков, но дело было к вечеру, ветер был довольно сильный и особого успеха мы не достигли. Поэтому вскоре мы вернулись на аэродром. Отмечу еще одну особенность - управление тормозами колес объединено с выпуском интерцепторов - тянешь соответствующий рычаг (подобно ручному автомобильному парковочному тормозу) на себя и в конце выпуска воздушных тормозов срабатывают и колесные.

Планер легок в обслуживании - фактически с ним может справляться один человек. По окончанию летного дня его желательно протереть влажной тряпкой, чтобы убрать следы от насекомых и травы, а также слить остатки топлива из бака.

Далнейший процесс разборки планера простой и обратен процессу сборки:

- демонтировать обе половины крыла, открутив в кабине несколько болтов и убрав "аэродинамическую" клейкую ленту, прикрывающую стык крыла и фюзеляжа;
- снять горизонтальный стабилизатор.



Для каждой части в специальном трейлере есть свое место. Особенно меня впечатлил механизм укладки крыла с тележками.



Дальше фюзеляж укрывается чехлом и вслед за крылом и стабилизатором закатывается в трейлер.



В передней части трейлера предусмотрена "чаша" для фиксации носа фезюляжа, а под "потолком" - антресоли для стабилизатора.



В таком виде планер удобно хранить и перевозить.

В целом планер мне очень понравился - современный, безопасный и удобный планер для первичного обучения и самостоятельных путешествий.

Кроме понятных особенностей обзора никаких серьезных минусов я у него не нашел. Хотя пожалуй есть один - цена - со всеми формальностями и в хорошей комплектации (в том числе с трейлером) цена нового аппарата приближается в 180 тыс. евро. Но я уверен, что для кого-то эта сумма не покажется критичной, а с точки зрения планерного клуба может быть и вполне оправдана экономией на не приобретении буксировщика и/или лебедки и их недешовом обслуживании (топливо, техническое обслуживание, СЛГ, налог и т.д). Что касается меня - как для индвидуального владельца, сумма пока неподъемная, но в случае аренды уже вполне доступная.

планер, АОН, taurus, pipistrel, авиация, Шевлино

Previous post Next post
Up