Отправились мы с ненаглядной в кино на «Белоснежку и охотника». Вечер пятницы, злобная-прекрасная Шарлиз Терон (ми-ми-ми) - настроение замечательное.
Уже у кассы кинотеатра ненаглядная внезапно вспоминает, что я еще почти две недели назад купил билеты в Театр имени Вахтангова на «
Анну Каренину». На сегодня, ага. Почти центр партера, 5000 рублей, все дела. Сам я фанат одноименного романа Толстого (об этом я как-нибудь еще напишу), поэтому был уверен - про спектакль я не забуду, напоминалку в мобильник забивать не надо. И вот же!
Короче, ощущения - не передаваемые. Говоря словами персонажа известного кинофильма, вечер сразу перестал быть томным.
Диспозиция: время 17.50, начало спектакля - в 19.00. Нужно из «Синема Парка Лефортово» добраться домой, в начало Рязанского проспекта (по пробкам, разумеется - час пик ведь), взять билеты, а потом добираться в центр, на Арбат, дом 26, где находится театр. Задача нереальная - одна забитая машинами развязка Нижегородской улицы и Третьего транспортного кольца - это не менее получаса, потом до дома в ползущем потоке машин 15 минут минимум, ну и добраться за оставшиеся 15 минут с Рязанки до Арбата - это только на вертолете.
Но надо хотя бы попытаться, иначе, если сидеть сложа руки, то как минимум настроение испорчено на весь вечер, а то и на весь следующий день.
По Старообрядческой объезжаю упомянутую развязку и традиционную пробку на Нижегородке. Правда, развернуться там нельзя, поэтому путь на машине домой закрыт. Вспоминаю мантры градоначальников о преимуществах общественного транспорта - пересекаем Нижегородку и идем на автобусную остановку. 18.00.
В 18.05 подходит нужная маршрутка. Поток машин тащится относительно бодро, и через 10 минут маршрутка уже на нужной остановке. Ненаглядная едет дальше, до метро «Рязанский проспект», а я бегу домой. Хватаю билеты, заодно меняю джинсы на костюм (в театр ведь), вылетаю из подъезда и вижу отъезжающую маршрутку. Аррргххх! К счастью, тут же ловится классический кавказец-бомбила на разваливающемся «Москвиче-2141» и я объездными улицами прибываю к метро даже быстрее, чем ненаглядная по Рязанке.
18.30. Перегон до Таганской, длинные переходы Таганская - Таганская кольцевая, Курская кольцевая - Курская синяя… Как назло, нужные проходы - в самых дальних концах подземных коридоров и залов. На «Арбатскую» поезд приходит только в 19.03. Я с тоской вспоминаю надпись на билетах «После третьего звонка вход в зал запрещен».
Почти пробежка по Арбату среди туристов, зевак, фриков и раздатчиков реклам, и в 19.15 я подаю охраннику театра наши билеты. Сотрудницы театра - такие олдскульные бабушки-театралки - необычайно любезны, несмотря на наше опоздание - грозное правило о третьем звонке никто не вспоминает. Правда, на наши места уже кого-то посадили, поэтому нас устраивают на приставных стульях здесь же в партере - в антракте можно будет пересесть.
Тут наконец можно перевести дух. В таких безнадежных, казалось бы, стартовых условиях результат оказался прекрасным: судя по тому, что как раз шла сцена первой встречи Вронского с Анной, мы ничего не пропустили.
Сам спектакль довольно специфический - это полностью танцевальная постановка, в нем нет никаких диалогов. Вообще говоря, я скептически отношусь к попыткам поставить «Анну Каренину» в театре или кино, потому что те слова, которыми Толстой гениально описывает происходящее и особенно - чувства героев, визуальными средствами не передать. А тут - танец, то есть, хотя и богатое визуально, но бедное в информационном плане средство!
В итоге получилось хотя и красиво, но не очень толково: многие сцены понятны только читавшему и хорошо помнящему детали романа. Возьмем, например, эпизод скачек: что это скачки, конечно, ясно, но то, что эта сцена значила для отношений Анны и ее мужа, там как-то скомкано. Не очень четко показана и трагедия отношений Анны и Вронского в заключительной части - когда Анна стала изгоем для светского общества, а Вронский был все так же, как и раньше, любим и востребован всеми.
В попытках передать чувства героев посредством движений режиссера местами явно занесло. Например, мужа Анны, важного чиновника Каренина, периодически показывают ползающим за женой. Как известно любому читавшему роман, Каренин в нем изображен человеком очень жестким, властным и честолюбивым. И даже тогда, когда он уступал Анне, он делал это снисходительно, все равно ставя себя выше нее. То есть ничего такого, что можно было бы передать посредством ползанья за неверной женой, в Каренине не было.
Две заключительные сцены спектакля внезапно оформлены в виде оперных арий. Выглядит это ну очень странно - как будто к представлению приклеена часть другой постановки. Тем более, что одна из арий - это… фрагмент письма Татьяны из «Евгения Онегина». И хотя некоторые параллели между положением толстовской Анны и пушкинской Татьяны провести можно, выглядят такие параллели натянутыми, а сама сцена в спектакле - как-то даже диковато.
Однако положительный момент в этом есть - стало ясно, что опера в качестве средства изложения «Анны Карениной» явно предпочтительнее танца. Сцена смерти Анны сделана потрясающе - только музыкой, пением и визуальными символами, без всяких натуралистичных подробностей.
Справедливости ради, нужно отметить, что музыка в спектакле просто замечательная. Не в последнюю очередь благодаря ей этот эксперимент с «Анной Карениной» можно считать скорее удавшимся, чем провальным.
Вечерняя Нижегородка встретила все той же пробкой, будто сейчас не 23 часа, а все тот же час пик. Сначала ты стоишь в ней в маршрутке, чтобы доехать до оставленной по дороге в театр машины, потом на машине выезжаешь на развязку и проезжаешь ту же пробку по второму разу. Ну, теперь торопиться некуда, можно и постоять.
Ночь, огни, музыка играет: «Вся Москва блестит, вся Москва горит, вся Москва сия-ия-ет…»