Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887. Фрагмент
Самым известным и модным русским портретистом конца XIX - начала ХХ вв. был Валентин Серов. Его кисти принадлежат парадные портреты знатных дворян, светских красавиц, промышленников и генералов. Тем не менее, в высшем свете опасались заказывать портреты у Серова, так как его называли «злым» и «беспощадным» художником. Все дело в том, что он не старался приукрасить реальность, его основными заповедями в искусстве были «простота - естественность - правда». Кому же хватило смелости посмотреть правде в глаза?
Валентин Серов. Портрет С. М. Боткиной, 1899. Портрет княгини О.К.Орловой, 1911
Когда в среде художников заходили споры о том, как следует писать портреты, Серов любил повторять: «Где просто, там и ангелов со сто». Подобное стремление к простоте линий и форм и правдивости изображения иногда вызывало негодование у дворян, привыкших к пышности и помпезности парадных портретов. «Надо, чтобы мужик понимал, а не барин, - утверждал Серов, - а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность».
Валентин Серов. Портрет графа Сумарокова-Эльстон с собакой, 1903
Писать портреты на заказ Серов начал в 1890-е гг., чтобы поправить стесненное материальное положение, и с тех пор довольно быстро стал самым модным портретистом своего времени, несмотря на то, что он не занимался украшательством и не льстил моделям. Среди его заказчиков были даже члены императорской семьи.
Валентин Серов. Петр I, 1907
Заказчики художника боялись «карикатурности» авторского стиля портретиста. В стремлении уйти от хрестоматийной слащавости и прилизанности образа Петра I в русской живописи, Серов создает «своего» Петра, объясняя: «Он был страшный, длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению к туловищу, головкой, что должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой». Именно поэтому многие воспринимали картину «Петр I» как карикатуру. А «Портрет Иды Рубинштейн» и вовсе называли надругательством над красотой, а модель - «гальванизированным трупом», хотя Серов искренне восхищался танцовщицей и был доволен портретом.
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910
Но когда Серов проникался к своей модели искренней симпатией, от подобной карикатурности не оставалось и следа. Так, например, обстояло дело с «Портретом княгини З. Н. Юсуповой»: художник с невероятной теплотой относился к членам этой семьи и часто гостил в подмосковном имении Юсуповых.
Валентин Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902
Портреты, которые писались не на заказ, можно сразу же отличить от остальных. Тут нет и следа официоза, искусственности поз и вычурности нарядов моделей. Одной из самых известных таких его работ является «Девушка, освещенная солнцем». Для портрета позировала двоюродная сестра Серова Мария Симонович. Он работал вдохновенно, долго и упорно - девушка послушно позировала в течение трех месяцев.
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888
В этом портрете столько света и тепла, что сразу угадывается благосклонное отношение художника к модели. Сам Серов признавал, что вложил в эту работу очень много: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся. Тогда я вроде как с ума спятил».
Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
С особенной теплотой и на одном дыхании написан и портрет 12-летней дочери Саввы Морозова Верочки - знаменитая «Девочка с персиками». Эту работу, написанную 22-летним художником, справедливо называют гимном юности, радости, чистоты, свежести, жажды жизни.
Валентин Серов. Портрет Е. П. Олив, 1909. Портрет Е.С.Кар
Источник:
http://www.kulturologia.ru/blogs/091015/26616/ This entry was originally posted at
http://zharevna.dreamwidth.org/838295.html. Please comment there using
OpenID.