Гений да Винчи. Выставка в арт-центре "Ветошный"

Apr 07, 2012 18:47


В столичном арт-центре «Ветошный» открылась выставка «Гений да Винчи», представляющая собой наглядное пособие для всех, кто интересуется как художественным, так и техническим творчеством Леонардо. Выставка продлится до 1 июля



Среди всех брендов в мире искусства Леонардо, пожалуй, самый раскрученный. При этом коммерческая составляющая легенды никак не связана с торговлей его произведениями. Торговать практически нечем: наследие да Винчи, дошедшее до наших дней, сосредоточено в крупнейших мировых музеях и архивах. На рынке не встретишь даже автограф. Заработать на имени гениального автора можно путем мерчендайзинга - сбытом сувенирных маек с изображением «Моны Лизы» или «витрувианского человека» или через популярные книжные и кинопроекты (см. «Код да Винчи»). Не упустить своей прибыли хотят и представители зрелищного научпопа.

Около десяти лет назад возникла идея собрать в рамках единого шоу буквально все придумки, когда-либо приходившие в голову Леонардо и зафиксированные в его трактатах и записных книжках.
Результат вполне оправдал надежды создателей проекта - итальянской ассоциации Anthropos и компании Grande Exhibitions. Выставка несколько лет успешно гастролирует по миру, иногда даже проходит в двух точках одновременно, поскольку поддается клонированию. Скажем, недавняя демонстрация «Гения да Винчи» в Артиллерийском музее Петербурга совпала по времени с мадридской гастролью, а московский вернисаж происходит на фоне аналогичной выставки в Техасе.
Впрочем, эксклюзива никто и не обещал. Выставка не предполагает каких-либо уникальных экспонатов: в отличие от нашумевшей лондонской экспозиции, собравшей под одной крышей девять из пятнадцати подлинных картин Леонардо, речи о раритетах не идет - здесь новодельные макеты, компьютерное видео и качественные репродукции.
В основу проекта положены рисунки и чертежи, по которым реконструированы десятки леонардовских изобретений в различных сферах - гидравлике, аэродинамике, военной инженерии. Не секрет, что большинство этих устройств и приспособлений при жизни да Винчи не только не были внедрены в практику, но даже и не создавались на уровне макетов.
Правители, при чьих дворах работал Леонардо, - представители рода Медичи, Лодовико Моро, Чезаре Борджиа, Франциск I - чаще всего ему благоволили, но предпочитали использовать для декорирования празднеств и создания произведений искусства. Научно-технические идеи Леонардо представлялись им или чересчур завиральными, или слишком дорогостоящими. Достоверно известно, что одно время Леонардо всерьез подумывал о переезде в Османскую империю, чтобы строить там по своему проекту мост через Босфор: это могло бы стать его триумфом в качестве инженера. А в Италии той поры было не до масштабных инноваций: иноземные вторжения чередовались с местными вооруженными разборками.
В отсутствие прочной экспериментальной базы гений скорее фантазировал, нежели детально проектировал. Однако эти фантазии нередко носили прикладной характер: в экспозиции представлены разнообразные устройства для перекачивания воды, перемещения грузов и уничтожения себе подобных.
Да, Леонардо много внимания уделял «оборонке». И хотя имеются определенные сомнения относительно того, что всевозможные «скорострельные орудия многонаправленного действия» действительно функционировали бы, дойди вдруг дело до их внедрения, ясно одно - их создатель хотел быть востребованным, пусть даже в милитаристской сфере. Осадные машины и подводные лодки, понтонные мосты и катапульты, скафандры и водоступы - все эти придумки теоретически могли бы заинтересовать его высоких покровителей.
И даже прообраз современного вертолета или «махолет» с матерчатыми крыльями не выглядят совсем уж бредовыми проектами даже с позиций пятисотлетней давности.
Особый раздел выставки посвящен живописным творениям Леонардо. В частности, здесь во всех подробностях исследована «Джоконда», снятая недавно французом Паскалем Котте на мультиспектральную камеру. Надо сказать, все эти укрупненные фрагменты в ультракрасном и ультрафиолетовом ореоле могли бы заинтересовать разве что реставраторов, историков искусства и других узких специалистов, если бы речь не шла о легендарной картине. Устроители сделали ставку на то, что публика будет заинтригована приобщением к технологическим тайнам, и, кажется, не ошиблись. Во всяком случае, на вернисаже зрители послушно переходили от постера к постеру, один за другим открывая для себя анонсированные «25 секретов Моны Лизы». Словом, шоу имени Леонардо да Винчи своих целей достигает: не сообщая ничего нового, с предметом рассмотрения дает возможность познакомиться со всех сторон.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2012/03/02/a_4019657.shtml

Мона Лиза, искусство, Леонардо

Previous post Next post
Up