Зинаида Серебрякова. Трудная судьба художницы.

Aug 14, 2012 19:16





Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере) родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении  Нескучное, в Курской губернии, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором,отец Евгений Лансере - известным скульптором. Мать  происходила из семьи Бенуа, она и ее сестра - Александра Бенуа, в молодости были художниками-графиками. Один из её братьев, Николай,  был архитектором, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде  Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.


Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа  и  в  имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда  привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве. Рисовать много, забывая обо всем, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием. Да и не могла Зина не стать художником, - ее путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями. Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды. Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина. Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти ее многому учили. В 1886 году после смерти отца, семья перебирается  из имения  в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу,  основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1902-1903 годах во время поездки  в Италию она создала множество набросков и этюдов.



Автопортрет 1900 г.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего  двоюродного брата. Позже 21-летняя Зинаида, уже будучи замужем, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за свое счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.



Автопортрет 1907 г.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила в Нескучном - писала портреты крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург. Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает  этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный  стиль, определить круг ее интересов.  В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.


Портрет Ольги Константиновны Лансере 1910 г.



Автопортрет 1910 г.



Автопортрет в шарфе 1911 г.



Купальщица 1911 г.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает  автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны  - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.



За туалетом. Автопортрет 1909 г.



Семейный портрет 1914 г.



Автопортрет 1914 г.

Расцвет в творчестве  художницы происходит  в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова  создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе -  «Крестьяне», «Спящая крестьянка».
В картине «Беление холста»  раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.



Крестьяне 1914 г.



Обувающаяся крестьянка 1915 г.



Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках 1916-1917 г.г.



Крестьянка, расстилающая холст 1916-1917 г.г.



Нарцисс и Нимфа Эхо. Этюд 1916-1917 г.г.



Обнаженная. Эскиз: 1916-1917 г.г.


Купание 1917 г.


Диана и Актеон 1916-1917 г.г.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве,  он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над  композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.


      

Индия 1916 г.


   

Япония (Одалиска) 1916 г.,  Сиам 1916 г.


   

Tурция (Две одалиски) 1916 г., Турция, 1915-1916 г.г.

Во время  гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида  отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей. Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало. В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на ее долю, подавленном душевном состоянии. Все эти годы художница  жила, в постоянных мыслях  о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые  хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида,  вместе с дочерью посещают  Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году  она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха.Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.



Обнаженная 1920 г.



Автопортрет в красном 1921 г.


Портрет Таты в костюме Арлекина 1921 г.


Голубые балерины 1922 г.


Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха 1922 г.

Галина Тесленко, сослуживица художницы, стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, - говорила ей Серебрякова в 1922 году. - Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади...».
Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость. Современники отмечали ее поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.



Анна Ахматова 1922 г.



Обнаженная 1923 г.


Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном 1923 г.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы.  Как оказалось, что покинула страну навсегда. Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах. С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже. Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелегкой.  Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и  творческого удовлетворения.Сколько бы ни трудилась русская художница, заработки были слишком малы, чтобы угнаться за ценами. Она тосковала по  родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.



Портрет композитора С.С.Прокофьева 1926 г.



Обнаженная натура 1927 г.

Сразу же она стала известна, как лучший мастер портрета, но, несмотря на это, за гроши бралась писать многие работы, а бывало, что трудилась бесплатно, лишь бы иметь клиентуру. Художник К. Сомов, тоже живший в Париже в те годы, так отзывался о Зинаиде: «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают, и палец о палец не ударят». Иногда заказчики находили в работах художницы «изъяны», и тогда весь круг знакомых клиента был для нее закрыт.



Марокканка в белом 1928 г.



Отдыхающая негритянка. Марракеш 1928 г.



Марракеш 1932 г.


Марокканская девушка. Марракеш 1932 г.

В 1920-30-х годах состоялось несколько персональных выставок Зинаиды Серебряковой в Париже. Во французской печати ее называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», но эти благожелательные отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное тогда абстрактное искусство, которое сильно влияло на вкусы общества. Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и ее работы крайне редко приобретались на выставках.


Обнаженная натура 1930 г.



Портрет Веры Фокиной. 1930-е

«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всем) в искусстве, с прежними веками, то ведь все никуда не годится, а все-таки мы продолжаем рисовать», - удивлялась собственной выносливости художница.

Бездарные полотна и их авторы, ничего общего не имевшие с настоящим искусством, раздражали ее. Поражала и публика, не способная отличить прекрасное от дурного - в театре, музыке, литературе.
«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь», - писала художница. В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.



Аллегория лета 1936-1937 г.г.

В 1961 в Париже ее навещают два  советских художника - С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже  в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.
 В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
 Дети и русские художники звали ее вернуться, но старая художница была уже тяжело больна, и после двух перенесенных операций на переезд не решилась. Да и сына, и дочь, которые тоже стали художниками, она не хотела оставлять за границей. «Вообще, я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих», - писала она еще в 1926 году. И с горечью подводила итог прожитому:- «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы.,.». З.Е.
Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года. За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих - не только соотечественников - она стала открытием подлинного русского таланта.

ар-деко, символизм, экспрессионизм, модерн, искусство, Зинаида Серебрякова

Previous post Next post
Up