Новаторство и особый взгляд английского поэта и художника Уильяма Блейка

Nov 17, 2021 12:40

Главное отличие глупца от мудреца заключается в том, что первый не видит своей глупости, а второй только и видит, что делает глупости
                                                                                                                                                                                                           Уильям Блейк

Уильям Блейк - английский поэт, художник и гравёр. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Его смело можно считать первым символистом, и родоначальником этого направления, художником, предвосхитившем это направление, получившего широкое распространение в конце XIX начале XX веков.

Уильям Блейк родился 27 ноября 1757 года в лондонском Сохо. Уильям был третьим из шести детей у своих родителей - владельца галантерейной лавочки Джеймса Блейка и его жены Кэтрин. У них родился ещё один многообещающий художник - Роберт, любимый младший брат поэта. Дети получали домашнее образование. Уильям Блейк по этому поводу написал: «Слава Богу, меня никогда не отправляли в школу».

Уильяма воспитывала его мать Кэтрин Блейк, которая рано заметила выдающиеся способности ребенка к рисованию, и поэтому в 9 лет его отдали в художественную школу Генри Парса. Через 5 лет Уильям занялся гравюрой и изучал тонкости граверного мастерства ещё 7 лет. В это время Уильям Блейк занимался копированием средневековых рукописных книг, хранящихся в Вестминстерском аббатстве. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскера и Альбрехта Дюрера явились для него примером для подражания и послужили основой для его дальнейшего творчества.



Сатана торжествует над Евой. 1795 г. Графит, перо, чернила, акварель

В 1779 году Блейк поступил в Королевскую академию художеств, но из-за сложных отношений с Джошуа Рейнолдсом, который тогда занимал пост президента, Блейк ушел из нее.



Творец вселенной (Великий архитектор). Фронтиспис к поэме «Европа». Травление, перо, чернила, акварель, бумага. 1794 г. частное собрание

В 24 года Блейк женился на безграмотной дочери зеленщика Кэтрин, которая была очень хороша собой. Женился он вопреки воли его отца. Блейк занялся образованием своей жены, и впоследствии она стала помогать ему в его творчестве и переплетала издаваемые им книги. Семья жила очень бедно, у них не было детей. Книги Уильяма не пользовались спросом, и лишь к концу жизни Блейка, издаваемые им книги за хорошие деньги стал приобретать поклонник его творчества Томас Баттс.



Лос. 1804-1820 гг. Йельский центр британского искусства (Йельский университет), Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Ньютон чертит на свитке, как бы является проецируя, фигуры из своей головы.



Исаак Ньютон. Гравюра 1795 г. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания



Навуходоносор. Гравюра 1795 г. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Уильям Блейк умер 12 августа 1827 года в Лондоне от воспаления желчного пузыря. Перед смертью он прошептал, что «видит перед собой раскрывшиеся небеса»

Кэтрин пережила своего мужа на 4 года.

«Потерянный рай» Джона Мильтона

Уильям Блейк иллюстрировал «Потерянный рай» Джона Мильтона. Иллюстрации демонстрируют его собственное отношение к тексту, его осмысление. Известно о трех наборах иллюстраций к «Потерянному раю» Джона Мильтона: набор Томаса, набор Баттса и набор Линнелла.

В каждом из наборов «Потерянного рая» по двенадцать пластин , по одной для каждой книги в стихотворении. В то время как на некоторых, таких как «Сатана», «Грех и смерть: сатана приходит к вратам ада», изображены определенные сцены из Библии, на других таких как «Сатана наблюдает за нежностями Адама и Евы», представлено объединение нескольких сцен.



Сатана наблюдает за нежностями Адама и Евы. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона “Потерянный рай”. Перо, акварель. 1808 г.



Сотворение Евы. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона “Потерянный рай” 1808 г. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона “Потерянный рай” 1808 г.

Набор Butts



Искушение и грехопадение Евы. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона “Потерянный рай”. Перо, акварель. 1808 г.

«Божественная комедия» Данте



Вихрь любовников. Иллюстрация к поэме Данте “Божественная комедия”. 1824-1827 гг.

В 1826 году Блейк с помощью Джона Линнелла, английского портретиста, пейзажиста и гравера, получает заказ на создание серии гравюр к «Божественной комедии» Данте. Но до 1827 года Блейку не удалось реализовать свой амбициозный проект, завершёнными остались только 7 пробных оттисков и несколько акварелек. Но даже они заслуживают непомерного восхищения.



Иллюстрация к поэме Данте “Божественная комедия” (Жалость). 1795 г.

Поскольку «Божественная комедия» Данте Алигьери - это очень сложный текст, даже талантливо выполненные Блейком акварельные иллюстрации к нему, являются одной из вершин творчества художника.



Данте и Вергилий у ворот Ада. Иллюстрация к поэме Данте “Божественная комедия”

Иллюстрации Блейка к поэме не являются буквальными, они, скорее, заставляют пересмотреть текст Данте предлагая новое видение духовных и моральных сторон произведения.



Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг Ада. Иллюстрация к поэме Данте “Божественная комедия”. Перо, акварель, бумага. 1824-1827 гг Национальная галерея Виктории, Лондон, Великобритания

Замысел Блейка не совсем понятен потомкам, поскольку проекту так и не было суждено завершиться. Некоторые исследователи творчества Блейка считают, что его иллюстрации бросают вызов тексту, который сопровождают, спорят с ним, опровергая мнение автора. Возможно, Блейк не разделял и восхищения Данте поэзией древних греков, а также черного юмора некоторых песен поэмы, который он считал неуместным.



Иллюстрация к поэме Данте “Божественная комедия”. Ад.

Блейк разделял недоверие Данте к материализму и протест против развращённой природы власти. Он получал большое удовольствие, имея возможность визуализировать гениальный текст Данте, пропустив его через своё восприятие.

Даже предчувствие Блейком приближающейся смерти не заставило его отказаться от проекта, которым он был полностью поглощён.

Блейк об отношении к любви и браку

Фронтиспис к «Песне Лоса».
Его поэзия утверждает, что требования внешнего мира о железной верности превращают любовь из привязанности в обязанность. Такое стихотворение как «Ответ Земли» словно пропагандируют полигамию. В стихотворении «Лондон» он описывает «Брачный катафалк». «Видения Дочерей Альбиона» - дань свободной любви, где отношения между Бромионом и Утуной, по его мнению, держатся на законе, а не любви. Для Блейка Любовь и закон - взаимоисключающие друг друга вещи, он выступает против «замерзшего любовного ложа». В «Видениях» Блейк пишет:

…она, которая пылает молодостью, и не знает лучшей доли,
прикована проклятием закона к тому, которого не выносит. Должна ли она тащить цепи своей жизни в утомительной страсти?
«Видения» Уильяма БлейкаЛос входит в пещеру. 1804-1820 гг. Йельский центр британского искусства (Йельский университет), Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Великий красный дракон и жена, облаченная в солнце

Рисунок «Великий красный дракон и жена, облаченная в солнце» послужил идеей романа Томаса Харриса, а также фильма, снятого по его роману «Красный дракон» Брэттом Рэтнером в 2002 году. Этот фильм является приквеллом к нашумевшему «Молчанию ягнят». В обоих фильмах главную роль играет Сэр Энтони Хопкинс.

Сценарий фильма «Красный дракон» следующий: на спине у маньяка, серийного преступника, убивающего целые семьи, имеется татуировка, изображающая некое крылатое существо. Красный дракон, изображенный на татуировке, овладевает разумом владельца татуировки и заставляет его идти на самые страшные преступления.



Великий красный дракон и жена, облаченная в солнце

Человек пытается избавиться от власти демона - он проникает в библиотеку и пытается там уничтожить рисунок Уильяма Блейка «Великий красный дракон и жена, облаченная в солнце», на котором изображено такое же красное чудовище. У изображенного Блейком существа мускулистые человеческие ноги, извитой хвост, как у варана, и мощные распростертые крылья, напоминающие крылья гигантской летучей мыши. Голова дракона украшена извитыми рогами, а справа и слева заметны неясные очертания ещё двух голов. У его ног находится фигура женщины с развивающимися золотистыми волосами и руками, сложенными для молитвы.

Более подробно можно рассмотреть детали на другом рисунке Блейка «Большой красный дракон и зверь из моря». На этом рисунке видно, что у чудовища семь человеческих голов.

Читать далее 

Исследователей заинтересовал вопрос, откуда у Блейка возник яркий и необычный образ этой химеры и является ли эта картина лишь плодом буйной фантазии художника?

мистика, литература, искусство, гравюра, Уильям Блейк, иллюстрация, религия, графика, книги, поэзия

Previous post Next post
Up