Сколько может стоить картина?

Jun 26, 2021 12:18

В топах Живого Журнала я нашла пост неизвестного мне автора, в котором ставится вопрос, сколько человек, далекий от понимания искусства и не являющийся коллекционером, готов заплатить за картину понравившегося ему автора или же за картину с понравившимся ему сюжетом.



Пабло Пикассо. Обнаженная, зеленые листья и бюст. 1932 г. Картина была продана с открытых торгов в 2010 году за 106,5 млн долларов.

И важно ли ему, что это будет: оригинал, авторская копия с оригинала, копия, сделанная другим художником, или просто репродукция, распечатанная на холсте?

Чуть-чуть отойдя в сторону, я вспомню историю, которая произошла со мной в ЖЖ.
Один блогер ЖЖ обратился ко мне и попросил меня подарить ему картину, которая ему понравилась на одной из моих виртуальных выставок. Потом он, наверное понял, что погорячился, и предложил мне за картину заплатить. Но сколько?

За картину очень большого формата он предложил мне меньше, чем стоит квадратный метр малярных работ без учета материалов.
Человек этот не так уж беден и к тому же позиционирует себя как культурный человек.
То есть, человеку пришло в голову, что художник будет два месяца работать, живя на какие-то собственные накопления, вложится в недешевые материалы, выполнит все условия заказчика (его самого), только потому, что он на халяву хочет иметь вдохновляющую его картину.
Думаю, что такой случай не единичен.

В биографии Зинаиды Серебряковой были эпизоды, когда заказчики ей просто не платили за работу, получив заказанную художнице картину, и, чтобы как-то мотивировать это, они придираясь к каким-то надуманным мелочам.

И что вы думаете, Серебрякова подавала на непорядочного заказчика в суд, требуя от него оплаты и неустойки?

Вовсе нет. В результате неблаговидных действий заказчика Зинаида Серебрякова не раз теряла всю свою клиентуру.

Такие "заказчики", пытаясь себя реабилитировать, распространяли клеветнические сведения о талантливой художнице среди тех, кто готов был щедро платить автору за написанные ею прекрасные картины.

Именно из-за таких многочисленных и постоянно повторяющихся историй художники самостоятельно не продают свои картины, а обращаются к арт-менеджерам. Арт менеджер берет очень высокий процент от продажи картины. В результате чего покупатель переплачивает, а художник получает меньше, чем если бы продавал картину напрямую.

Но при этом специальность арт-менеджера и оценщика просто необходима в живописи. Ведь все картины стоят по-разному, и неспециалист или человек без определенной подготовки разобраться в этом не может.
Некоторые картины стоят меньше, чем стоимость материалов, на них потраченных, а некоторые - десятки миллионов долларов, дороже самых дорогих яхт.

Причем, обыватель не всегда может сказать, какая из картин дороже.

В качестве иллюстрации к статье приведена картина Пабло Пикассо, которая была продана на аукционе в 2010 году за 106,5 миллионов долларов. У некоторых читателей эта цифра в применении к изображению вызовет лишь удивление.

Так из чего складывается стоимость предмета изобразительного искусства?

Начальная цена зависит напрямую от двух факторов: первый фактор - это узнаваемость авторского стиля, яркий, ни на кого не похожий почерк художника, а вторая составляющая, - это перспективность автора, то, насколько его работы можно популяризировать и раскрутить, то есть перспективность создания бренда из фамилии автора картины.

Коллекционеры хорошо знают, что если купить картины молодого автора на взлете его карьеры, то эти же работы можно будет продать впоследствии в десятки, а то и в сотни раз дороже.
И здесь срабатывают два фактора, - и коммерческое, и художественное чутьё.
Меня нередко спрашивают, сколько может стоить какая-то определённая картина? А я как человек, изучавший арт-менеджмент, обычно говорю: "Картина стоит ровно столько, сколько за неё готовы заплатить".

А теперь вернемся к истории, с которой я начала свою статью. Автор публикации, о которой шла речь в начале статьи, написал, что понравившаяся ему картина Васи Ложкина была ему не по-карману. Тогда он нашел художника, который ему её перерисовал, то есть сделал копию с одной из картин Васи Ложкина, причём бесплатно.

И представьте себе, этого человека такая замена с оригинала на копию вполне устроила!

Но мечта о кошках-мышках (А Вася Ложкин специализируется именно на кошках) осталась, по крайней мере у его жены. И в результате долгих поисков за приемлемые для автора поста деньги была приобретена авторская копия нераскрученной художницы, рисующей в том же жанре, что и Вася Ложкин.

Вопросы к аудитории:

- Считаете ли вы, что коллекционеры являются меценатами, позволяющие молодым художникам реализовать свои планы и утвердиться в мире искусства?

- Или же вы считаете коллекционеров расчетливыми бизнесменами, которые вкладываются в предметы искусства только ради своей выгоды, а также ради возможности оставить своим потомкам целые состояния?

коллекционирование, #этолето, искусство, имена, ценности, деньги, текст, творчество, современное искусство, Зинаида Серебрякова

Previous post Next post
Up