17 июня отмечался Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, а приглашаю вас отметить день рождения очень интересного художника-графика, появившегося на свет в этот день.
Мауриц Корнелис Эшер - голландский художник-график, родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия.
Картины Эшера являются сложными композициями, где соединяются геометрические пространства и измерения. Он создавал невозможные миры в них он как-бы нарушал законы геометрии так, чтобы казалось, что нереален этот мир, а не его, а так же использовал заполнение пространства листа абсолютно одинаковыми формами, прилегающими друг к другу без промежутков и при этом не перекрывая одну другую, создавая некий орнамент.
Сюжеты наиболее ярких и характерных для творчества Эшера произведений таких как «Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д. определяются остроумным осмыслением логических и геометрических парадоксов. Это впечатляет зрителя и за счет виртуозной техники картин.
Рисующие руки
День и ночь
Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии многократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками. Для осуществления своих художественных проектов Эшер брал идеи из математических статей, посвященных мозаичным разбиениям плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, фигурах, несуществующих в логике трёхмерного пространства.
Творчество Эшера рассматривается и в контексте теории относительности Эйнштейна, и фрейдовского психоанализа и других законов соотношения пространства, времени и их тождественности. Также его уникальное направление сравнивается с кубизмом и сюрреализмом, несмотря на то, его творчество не невозможно вписать ни в одно из направлений авангардного искусства XX века.
Одним из самых ярких аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно показывает постепенный переход от одной геометрической фигуры к другой (или превращение одних живых существ в другие) посредством, казалось бы, незначительных изменений в очертаниях.
Кроме того, Эшер неоднократно одушевлял в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.
На многих картинах Эшера изображается упорядоченное сечение плоскости или заполнение её тождественными формами, которые без зазоров, плотно, прилегают друг к другу. Это навеяно «мавританским» средневековым стилем.
Эшер умер от рака кишечника 27 марта 1972 года после многолетней болезни. Он похоронен на кладбище Ниве Алхемеен Бехраафсплаатц в Барне.
Click to view
Click to view