Эта запись является юбилейной 5000-ой записью в ЖЖ.
Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости Шарль Луи Монтескье
До тех пор, пока люди не заботятся о своей свободе, те, кто хочет тиранить их, будут делать это, ведь тираны активны и предприимчивы.
Вольтарина де Клер
Кто победил, тот и прав.
Мюзикл Mamma Mia! (автор русского текста Алексей Кортнев)
В древние времена конфликты и междуусобицы решались путём войн: одно из государств нападало на другое, чтобы получить спорную территорию и ещё ряд бонусов в придачу. Иногда это удавалось, иногда нет. Мы знаем много случаев, когда нападавшая сторона в результате проигрывала и становилась частью той страны, на которую нападала. Войны - не суд, и поэтому не всегда побеждала правая сторона. Побеждали более хитрые, сильные, изворотливые и выносливые. Целые народы попадали под власть иноземцев, нападавших на них. И такое могло длиться в исторических рамках достаточно долго.
В современных реалиях войны перестали быть способом решения территориальных конфликтов, а превратились лишь в способы демонстрации своего влияния при решении других вопросов. Исход войны не может определить какая из сторон права, и поэтому победу в войне, порой более локальной, чем межгосударственные войны, часто одерживает та сторона, которая пользуется не вполне разрешенными методами. «На войне все средства хороши», - говорится в пословице.
А если это война государственной машины подавления со своим народом? Хороши ли все средства?
Та сторона, которая эти средства использует, обычно обвиняет противоположную в том, что это она будет нести ответственность за пролитую кровь.
Так может ли народ избавиться от своих тиранов, боясь пролить кровь и считая, что у нее не хватит сил бороться до победы? Или для того, чтобы избавиться от тирана, подвластное ему население просто должно перестать его слушать?