Гравюры Дюрера в Москве

Apr 02, 2021 22:32


"Если надо было бы представить все немецкое искусство всего лишь одним произведением, то это был бы "Апокалипсис" Дюрера… Эти гравюры на дереве значат для нас, немцев, то же, что для итальянцев фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе или для французов образы Королевского портала Шартра".

Франц Винцингер, историк искусства.

Выставка "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры" из Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии стала первой в проекте "Сокровища музеев Италии в Историческом музее", рассчитанном на несколько лет. Она же открывает год культуры Италии в России.



Сейчас трудно представить, насколько популярны были гравюры в XV веке. Гравюры ценили и при дворе императора, и в кардинальском дворце. За свой портрет, сделанный Дюрером кардинал Альбрехт Бранденбургский заплатил 200 флоринов за матрицу гравюры и двести авторских отпечатков. В то же время годовое жалование Дюрера, получаемое им от императора Максимилиана I было в два раза меньше этой суммы.

Хорошая коллекция гравюр Дюрера имеется в российских музеях (например, ГМИИ имени А.С.Пушкина показывал свое собрание немецкой гравюры в 2018 году в музее "Новый Иерусалим").
На выставке, открывшейся  в Историческом музее можно увидеть прижизненные авторские отпечатки мастера, а также копии его работ.
Пинакотека Тозио Мартиненго обладает одним из самых полных собраний прижизненных гравюр Дюрера. Прежде всего - резцовых гравюр. В него входят 162 оригинальных гравюры мастера и 129 старинных копий его работ. Из этих листов, которые датируются концом XV- началом XVI века, в Москву приехали 146. В их числе - один из первых опытов Дюрера (и европейских художников) в технике офорта - "Пейзаж с пушкой" (1518).

Невероятное внимание к деталям и выразительность гравюр заметны в работах на меди, хотя художник прекрасно владел техникой и по дереву. Альбрехт Дюрер будучи сыном ювелира, выполнял рисунок на металле самостоятельно, своими руками. Пример таких гравюр: триптих "мастерских гравюр": "Рыцарь, смерть и дьявол", "Святой Иероним в келье" и таинственная "Меланхолия", выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Альбрехт Дюрер. Меланхолия. 1514 г. Размеры оригинала гравюры 23,9 × 18,8 см.

Подделки также представлены на выставке в ГИМ, их можно сравнить с оригиналами, выполненными самим Дюрером.
Особо активно "под Дюрера" изготавливал гравюры итальянец Маркантонио Раймонди: этот гравер полностью скопировал серию "Жизнь Марии". Художник при жизни судился с копиистами, доказывая собственное авторство на гравюры, но добился лишь запрета на использование личной монограммы.

Альбрехт Дюрер, коллекционирование, искусство, гравюра, Возрождение, анонс, музеи, авторское право, графика

Previous post Next post
Up