Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ

Mar 19, 2021 21:34


Сегодня празднуют Всемирный день сна. Праздник странный. Вот, если был день сновидений!
Сновидения уносят нас в ирреальные миры, - порой прекрасные, яркие и насыщенные чем-то необыкновенным, а, порой, пугающе-страшные, от которых мы просыпаемся среди ночи в холодном поту.
В связи с этим вспоминается Франсиско Гойя и его знаменитые офорты из серии «Капричос» с запечатленными на них кошмарами.
Испанский живописец, гравер, рисовальщик Франсиско Гойя (родился 30 марта 1746, умер 16 апреля 1828 года)
В первый раз серия «Капричос» была опубликована в феврале 1799 года в газете Diario de Madrid. Сначала Гойя предполагал назвать серию «Капричос» название Sueños, т.е. «Мечты». Офорты должны были  проиллюстрировать сборник текстов сатирика Франсиско де Кеведо (Francisco de Quevedo), которые назывались «Мечты и речи» (1607 и 1635 гг) В этой книге писатель представлял, что он находится в аду и  разговаривает с демонами и грешниками.
В своей серии Гойя пошел за де Кеведо и показал, что  грешники могут как сохранять свой человеческий образ, так  и получать черты животных, символизирующие их пороки, и даже превращаться в ведьм.



Франсиско Гойя. «Сон разума рождает чудовищ». 4-й лист из серии «Капричос». Бумага, офорт, акватинта. Коллекция ЛНХМ. Рекламное фото
Сначала Гойя планировал нарисовать 72 гравюры, и в 1797 году было опубликовано объявление о поступлении серии в продажу. Однако Гойя изменил название серии и придержал практически полностью напечатанные гравюры серии. Решение назвать серию «Капричос» не было случайным, так как слова «капризы, причуды» использовали многие художники - от античного времени до Возрождения в Италии в XV веке. Название серии - отклик на работы предшественников - Боттичелли, Дюрера, Тьеполо и Пиранези. При этом, в отличие от своих предшественников, Гойя  не уводит зрителя в другой мир при помощи фантазий, а высвечивает «причуды» своей эпохи.
Серию  «Капричос» можно было купить в одном магазинчике духов и напитков - в доме, где в то время жил Гойя. Примечательно, что дом находится на Calle del Desengano - улице Разочарования, № 1.
В первом выпуске было напечатано около 300 копий. Однако уже через 15 дней, боясь реакции инквизиции, автор забрал серию из продажи,  что стало финансовым провалом продаж.
Через четыре года, чтобы защитить свою работу от инквизиции, Гойя подарил непроданные 240 копий, а также оригиналы гравированных пластин
королю Карлосу IV для хранения в Королевском институте каллиграфии в обмен на пенсию своему сыну Хавьеру.
После смерти Гойи «Капричос» стали широко доступными, оказав сильное влияние на искусство XIX и XX веков.
Точное число экземпляров, опубликованных со дня первого издания серии в 1799 году и до последней публикации в 1937 году, неизвестно. Найдены 12 изданий, но вполне возможно, что были выполнены и другие. Оригинальные пластины в наши дни хранятся в Национальном институте каллиграфии Сан-Фернандо Королевской академии художеств в Мадриде.



Франсиско Гойя. Linda maestra! (Вот так наставница!). 68-й лист из серии «Капричос». 1797-1799. Бумага, офорт, акватинта. Коллекция музея Прадо



Франсиско Гойя. El Si pronuncian y la mano alargan al Primero que llega (Они говорят «да» и протягивают руку первому встречному). 2-й лист из серии «Капричос». 1797-1799. Бумага, офорт, акватинта. Коллекция музея Прадо



Франсиско Гойя. Los Chinchillas (Сурки). 50-й лист из серии «Капричос». 1797-1799. Бумага, офорт, акватинта. Коллекция музея Прадо



Франсиско Гойя. Estan calientes (Горячо). 13-й лист из серии «Капричос». 1797-1799. Бумага, офорт, акватинта. Коллекция музея Прадо

Франсиско Гойя, #сновавесна, графика, книги, искусство, гравюра, праздники

Previous post Next post
Up