Ослушавшиеся богов или два часа заключения

Oct 27, 2018 16:30

Рецензия на спектакль «Прометей» Глеба Черепанова в культурном центре «Хитровка»


Железная клетка, в которой добровольно заперты около тридцати человек - зрители спектакля, и шесть их сокамерников - актеры, разыгрывающие истории мифологические и не очень...
Чем же интересен этот иммерсивный спектакль? Действо, в котором далеко не каждый отважится принять участие, испугавшись мрачного подземелья, обезьянника и предложения поменять свою так называемую «свободу» на заключение?


Любопытно решение сценического пространства - четыре камеры, отделенные друг от друга решеткой, и пятая - мультимедийная, созданная при помощи компьютерной графики и воспроизводимая на одной из стен подземелья с ободранной кирпичной кладкой, и объединяющая все пространство (саунддизайн и художественное световое оформление Олег Васенин). Очень эмоциональная и при этом осмысленная игра молодых актеров создает полное ощущение присутствия на реальных пытках, и кажется, что скоро следаки-садисты откроют и камеру со зрителями, где находишься ты.


Боль, боль, боль, страдание, мучение, ненависть, сомнение, равнодушие... Вот спектр эмоций и чувств, которые испытывает брошенный в темницу герой. А страх? Ему не страшно, ведь он не совершал преступления, преступления совершали те, кто его обрек на муки и требует покаяния. За дверями темницы жизнь, сменяются времена года, а он сидит, постепенно расставаясь с надеждой, что Сам смилостивится и отпустит его. А Самому нет до него дела. Пленнику (Артем Вершинин) сочувствуют, ценят его былые заслуги, но и обвиняют его в том, что он высовывался и лез на рожон (хотя тогда они тайно надеялись на то, что он победит). Он горд и честен, он отказывается подписать прошение о помиловании, ведь он никогда не пойдет на признание своей вины. Его чувство собственного достоинство бесит его охранников, и охранники срываются, позволяя себе садистские пытки. Это они его боятся, а не он их. Кто он? Укравший у олимпийских богов огонь, для того, чтобы подарить его людям, Прометей или сегодняшний смельчак, случайно выхваченный из толпы? Его сгноят в назидание всем остальным, сгноят за то, что сами сделали его героем. Сгноят за то, что они его боятся, а он их нет.
Власть просит от народа совсем немногого - свободы, которая по ее мнению, итак никому не нужна, а взамен предлагает жалкое существование. Она наивно полагает, что все выберут рабство вместо свободы. Она уже проиграла...
Спектакль отыгран. Христос распят, Данко подарил свое пылающее сердце равнодушным людям. Но искорки от растоптанного сердца Данко освещают дорогу каждому из нас.


Двухчасовое испытание клеткой пройдено. Впереди свобода.


Выражаю признательность сообществу

moskva_lublu за возможность посидеть в камере не очень продолжительного заключения.

This entry was originally posted at https://zharevna.dreamwidth.org/1152402.html. Please comment there using OpenID.

история, театральное искусство, литература, видео, мифология, рецензия, политика

Previous post Next post
Up