Прогулка по Большому царицынскому дворцу в надежде попасть под «Гипноз пространства»
Функция человека - творить смыслы из абсолютной пустоты
Степан Лукьянов
Вчера, 24 июля, в
Царицыно открылась новая выставка, озаглавленная «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня». В целом выставка не понравилась. Концепция выставки очень спорная, ничем не подкрепленная. Та информация, что распространялась в пресс-релизе на поверку оказывается не совсем верной, а в отдельном случае, - совсем не верной. Куратор выставки Сергей Хачатуров провел довольно сумбурную экскурсию, речь его совсем не впечатляла ввиду не вполне ясной ему самому концепции и плохой подготовкой к проблеме, которую он попытался раскрыть на выставке.
Подробно все расписывать не буду, остановлюсь на структуре выставки (ее актах - залах), а затем опишу то, что обращает на себя внимание.
Сергей Хачатуров
Дизайнером выставочного пространства выступил театральный художник Степан Лукьянов, он является ведущим художником «Электротеатра Станиславский». Его работа как дизайнера и кое-где архитектора выставочной среды во общем-то неплохая, но скрасить впечатление от сумбурности и недостаточно хорошо мотивированной эклектичности экспонатов она не смогла. Весь второй этаж Большого царицынского дворца отдан под выставку, а экспонаты, действительно заслуживающие внимания, могли бы поместиться в одном большом зале.
Структура выставки искусственная, внутренне нелогичная. В ней не чувствуется ни развития, ни преемственности. Залы красиво называются, но эти названия не имеют практически никакого смысла.
Степан Лукьянов в интрьере выстовочного пространства.
Пролог
В маленьком павильончике находится гравюра Пиранези «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757), напоминающая план какого-то города сверху.
Коридор Гонзаги
В коридоре Гонзаги расположены архитектурные рисунки одноименной галереи из Павловского дворца.
«Opera Seria» - Восторг
В этом зале представлены эскизы декораций, остальные работы не зацепили взгляда - зрительный балласт.
Петр Владимирович Вильмс «Фейерверк» 1945 Эскиз декорации к балету С. Прокофьева «Золушка» Холст, масло
Петр Владимирович Вильмс «Бал» 1945 Эскиз декорации к балету С. Прокофьева «Золушка» Холст, масло
Николай Александрович Бенуа Эскизы декораций к опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». Режиссёр-постановщик Б.А. Покровский
«Opera Seria» - Кибербарокко
Владимир Карташов
«В зале «Кибербарокко» посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Сам лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь - парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами.» - было написано в пресс-релизе. Ах, какой пассаж! И это о творчестве молодого человека, который ничего нового миру своими работами сообщить не смог, а вместо этого попытался срисовать изображения героев компьютерной игры World of Warcraft.
«Кибербарокко» -как атрибуция стиля Карташева - термин куратора кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории русского искусства истфака МГУ С.В. Хачатурова. Кибербарокко, наряду с необарокко - это направления в дизайне интерьера, ничего общего с представленной в зале живописью они не имеют. Больше художества автора иллюстраций на околокомпьютерную тему похожи на современную готику, но отличаются от нее отсутствием выразительности.
Кстати, готика - тема кандидатской диссертации куратора выставки С.В. Хачатурова (!). Обманками двумерные плоские изображения героев никак не являются, а хаотично расставленные картины на лабиринт не похожи. Странно, что ничем не примечательные работы 20-летнего мальчика, не имеющие, на мой взгляд, никакой художественной ценности, вывешивают в отдельном зале, а Лукасу Кранаху ст. выделяют 0,5 м 2 среди других гравюр старых и современных мастеров. Фраза о «постинтернетовской игре» вызывает недоумение и ужас. У нас что, уже интернет обрубили? В этом же зале сиротливо притулились две весьма интересные картины молодого нижегородского художника Андрея Оленева (1993 г.р.).
Андрей Оленев «О собаке, которая живет одна в заброшенном доме» Дерево, масло 2017 г.
Андрей Оленев «На полпути» Дерево, масло 2018 г.
«Opera Seria» - «Театр идей» (Зал мультимедиа)
В этом зале были сбои при демонстрации электронной оперы. Она затыкалась примерно в одном и том же месте. Это сильно гипнотизировало пространство. Актеры мхатовской Мастерской Виктора Рыжакова, театра «Июльансамбль», а также актриса Ксения Орлова исполняют здесь спектакль Андрея Сильвестрова, Ираиды Юсуповой и Ури Гершовича в жанре площадного философского балаганчика. На огромном полукруглом мониторе было написано слово «антракт».
Создание - Мироздание Опера о стремлении человека к воображаемым конструкциям В главной роли - Ксения Орлова
Три работы Егора Кошелева были свеженаписанными, от них сильно пахло краской, на всякий случай к ним близко не подпускали.
Егор Кошелев «Крысолов» 2018 Холст, масло
Егор Кошелев «Тамино» 2018 Холст, масло
Егор Кошелев «Царица ночи» 2018 Холст, масло
Зал «Храм»
В нем высокие архитектурные сооружения напоминают обелиски. Пространство зала также спроектировал Степан Лукьянов. В зале размещены, такие экспонаты как географические атласы и таблицы расстояний между городами из собрания частного коллекционера.
Виллем Янсон Блау и Ян Виллемсон Блау. Новый атлас. Том «Франция и Щвейцария» 1645 г.
Выставку позиционировали как «путь из древности в сегодня». А атлас повесили, очевидно, чтобы мы не сбились с этого пути. Но мы не дошли. И технологий VR на этой выставке обнаружено не было. А какое «сегодня» без виртуальной реальности?
Зал «Волшебный фонарь»
Это никак не технологии будущего. Это любимые нами мультфильмы Хржановского про маленького человека в пространстве советского существования.
Зал «Темница»
В этом зале привлекла внимание инсталляция Марины Алексеевой. Недавно видела в Электротеатре Станиславский оперу «
Проза», где М. Алексеева выступила в качестве художника спектакля. Она хорошо узнаваема, в обоих случаях понравилась.
Марина Алексеева Инсталляция «Голем» Смешанная техника, видео 2014
Зал «Павильон»
Понравились работы Антона Морокова (1991 г.р.) из Нижнего Новгорода, выполненные в стиле опарт.
Антон Мороков Вычтем Я 2017 г. Тушь, машинопись
В этом зале висит анонсированная мной ранее гравюра Лукаса Кранаха Старшего.
Лукас Кранах Старший «Марк Курций, бросающийся в бездну» 1496-1497 гг. Бумага, ксилография
Привлекла внимание и работа неизвестного автора 18-го века.
Неизвестный автора Гробница Горациев и Курнациев (вверху) Вид военной гавани с храмом Асклеция в Риме (внизу) Нидерланды 1720-е гг.
На возвышении в центре зала инсталляция Юрия Аввакумова «Haus im Haus» 1988 г. Карты игральные, скотч, антенна, дерево, сукно
Гравюра А. С. Бродского создана специально для выставки «Гипноз пространства» и, по словам куратора, является связующим звеном между залами
А. С. Бродский Без названия (фрагмент) Калька, карандаш, фломастеры. 2018 г.
Зал «Руина»
В этом восьмигранном зале самое интересное - инсталляция Марины Алексеевой «Хор».
Марина Алексеева Инсталляция «Хор» Смешанная техника, видео 2015
Зал «Машинерия праздника»
Зал очень большой, на одной из стен монитор, на котором транслируется видеоверсия спектакля «Сверлийцы» оперный сериал в 5 эпизодах Электротеатра Станиславский (реж. Б. Юхананов).
На экране актер Сергей Малинин, запомнившийся мне ролью Вани Гадова в премьерном спектакле «Проза». Также на стене множество подсвеченных фотографий из различных эпизодов этого сериала. В центре зала декорации из этого оперного сериала.
Привлекли внимание два экспоната на противоположной стене.
Артем Филатов (1991 г.р.) Книга 2018 г. Нижний Новгород. Бетон, металл, дерево, шелкография
Александр Бродский и Илья Уткин «Театр без сцены, или Блуждающий зрительный зал» 1986-1990 гг. Офорт
А в КОНЦЕ был КОНЦЕрт.
Аккредитация на вернисаж была предоставлена сообществом
moscultura This entry was originally posted at
https://zharevna.dreamwidth.org/1146536.html. Please comment there using
OpenID.