Рецензия на спектакль театра С.А.Т. «
Исповедь хулигана»
Кирилл Петров - Черный человек, Дед, Следователь ОПГУ, Блок, Киров
Казалось бы, к вопросу о причине смерти Сергея Есенина обращались очень многие исследователи его творчества, а также представители свободных профессий.
В основу спектакля (режиссер В. Иванов- Таганский) положена версия, основанная на свидетельстве художника Василия Сварога. Свидетельство Сварога, который одним из немногих видел еще неприбранный труп Есенина, в нарушение законодательства, к делу о смерти Есенина не было приобщено. Он сделал рисунок мертвого Есенина еще без грима, в 1927 году он писал: “Мне кажется, этот Эрлих (тайный агент ГПУ) что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он “забыл” свой портфель в номере Есенина. И домой он “спать” не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в “Англетере” всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту гостиницы Назарову. А где теперь этот дворник? Сначала была “удавка” - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой “Жилетт” по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... “Вешали” второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве...”.
Посмертная фотография поэта
Режиссер реконструирует жизнь Есенина и его творческую трансформацию. Спектакль начинается и заканчивается эпизодом в гостинице «Англитер», а на протяжении часа с небольшим звучат стихи великого русского поэта - сначала простые и незатейливые, прославляющие природу родного рязанского края, а затем зрелые с рассуждениями о любви к женщинам, к родине, а также стихи о непринятии Советской России и неприятии к ней.
«Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те жулики, те же воры
И вместе с революцией всех взяли в плен…»
Именно непринятие Есениным Советского режима, по мнению авторов спектакля, и стала причиной смерти тридцатилетнего поэта. Поэта, который еще бы мог творить десятилетия. И, может быть, в своем творчестве превзойти даже самого Пушкина, который «наше всё». Как знать!
Декорации к спектаклю
Благодарю сообщество
moscultura за возможность посмотреть этот спектакль.
This entry was originally posted at
https://zharevna.dreamwidth.org/1145969.html. Please comment there using
OpenID.