Летом 2021 года мы совершили поездку на Урал и начали с Перми, где не бывали прежде, привлеченные фотографиями природных красот Пермского края. Главное же впечатление ждало меня в Пермской художественной галерее на экспозиции пермской деревянной скульптуры.
Надо сказать, что выставка 2019 года в Петербурге прошла мимо моего внимания как и вся остальная информация. Я знала твердо, что скульптурные изображения запрещены в православии, ожидания мои были весьма скромны, а реальность поразила воображение, культурный шок!
Любые пояснения к коллекции пермской деревянной скульптуры в интернете или из уст экскурсовода начинаются отсылкой к позднему принятию христианства этим краем и традициям идолопоклонства, в том числе вырезанным из дерева идолам. Когда попадаешь на экспозицию впечатление совершенно противоположное, на ум тут же приходит убранство готических соборов. Отличия тоже поражают, но об этом чуть ниже. Уральские и сибирские идолы остаются в стороне.
Готическая скульптура Европы иногда угловата и наивна, но с необычайной силой передает характер и душевное состояние героя. Предельно выразительны позы и жесты. «Во всем чувствуется пылкая нервность, беспокойное вдохновение, порывы бессилия и страстность рыцарских времен» (П.Гнедич). Воспевается моральная победа над страданием, часто передаваемая как бесстрастность, невозмутимость.
Бог - странник, Реймский собор
Деревянный резной алтарь Краковского Мариацкого костела 15 века- вот самый яркий пример. Деревянную скульптуру надо сравнивать с деревянной, поскольку материал диктует все. Переход от дерева к камню в истории искусства трактуется как переход от мифологии к художественности.
Источниками для пермской скульптуры разные авторы - исследователи называют европейскую готическую традицию , пришедшую через белорусских (?) резчиков во времена патриарха Никона, греко-восточные гравюры, фантазию резчика. Немного погрузившись в тему понимаешь, что деревянная скульптура в православии не такая уж редкость, она присутствует в коллекциях Третьяковской галереи, музея им. Рублева, Переславля Залесского, Архангельска, Вологды и пр. Даже в Народном музее г. Мышкин недавно мы встретили несколько искусно выполненных скульптур.
Христос в темнице, Переславль Залесский
Народный музей г. Мышкин
Народный музей г. МышкинНародный музей г. Мышкин
Скульптурные изображения запрещались в 16 веке. Затем было послабление. Окончательно запрет на резные, истесанные и изваянные иконы был наложен Синодальным постановлением от 21.05.1722 года. Как написано в интернете в 18 веке только в Петербурге были сожжены 12 тысяч деревянных скульптур. Причиной такого запрета называется нарушение канона, грубость и неблагообразие скульптур. Если сравнить скульптуры 16 века из Кракова и 17-18 века из Перми, понятно о чем речь.
Некоторые скульптуры пермской коллекции действительно гротескны, особенно ангелы, да и Бог -отец очень напоминает сказочного или мифологического героя.
Мне кажется, что надо учитывать расположение этих скульптур: художник нарочито искажает пропорции и огрубляет черты лица, учитывая законы перспективы. Это можно увидеть даже в Сикстинской капелле. Да и понятно: чем дальше от столиц, чем меньше источников, тем свободнее фантазия художника.
Удивляют не восточные или крестьянские лица Христа и святых - художники всегда пользовались имеющейся натурой. Мадонн например писали с вполне живых девушек, это общеизвестно.
Предельный реализм, показ Христа как человека, страдающего от боли и унижения, призыв автора к глубокому личному сопереживанию. В католической традиции такое личностное переживание приветствуется мистическими христианскими практиками. Здесь все проще, Христос и святые становятся соучастниками жизни общины. То, к чему призывал апостол Павел: И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал.2:2 так наивно и непосредственно выражено этим «очеловечиванием» образов.
Здесь нет «прекрасного бога», гармоничной и прелестной Мадонны, достигших бесстрастности святых, есть Бог, ставший равным среди людей и пришедший к нам, чтобы страдать и тем спасти.
Стоит упомянуть о чисто католической по нашему мнению традиции облачения скульптур в одежду, которую меняли согласно церковному календарю, и обувь, которая согласно поверьям снашивалась.
Нужна была определенная смелость и самостоятельность мышления безвестных авторов «пермских богов» чтобы пройдя сквозь канон наделить свои творения таким психологизмом. А тем, кто прятал эти скульптуры вначале от церковного начальства, а затем и от советского, нужно было глубокое понимание их ценности.
На сайте Пермской картинной галереи размещены прекрасные фотографии не только экспозиции, но и хранилища. Такие молодцы!