Хевсуры - этнографическая группа грузин, которая вероятно происходит от ассимилированных рыцарей-франков, население горной области Хевсурети - на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах.
По одной из гипотез, основанной на записках русского писателя и этнографа Арнольда Зиссермана (1824 - 1897), хевсуры являются потомками западноевропейских рыцарей - крестоносцев, осевших в этих краях и (естественно) подвергшихся грузинскому влиянию. Интересно то, что хевсуры были не только легендарными воинами, но и глубоко верующими людьми. Подобно рыцарям Западной Европы, хевсуры имели черты жрецов-воинов. И хотя их христианство было смешано с язычеством, основными символами хевсурской культуры были крест и меч... Франгули - старинный хевсурский меч, выкованный по европейским образцам.
Русский эмигрант Л. Сердаковский, вспоминал первую годовщину независимости Грузии в 1919 году, которая была отмечена торжественным парадом: «В длинной процессии шли красивейшие девушки и юноши всех частей Грузии. Особо выделялись пшаты и хевсуры в рыцарских доспехах времен крестоносцев. Эти два маленьких племени были потомками западных рыцарей 4-го крестового похода, не дошедших до Святой Земли и вместо Иерусалима взявших в 1204 году Константинополь. Контратака Алексея Комнена отрезала часть крестоносцев от выхода в Мраморное море. Рыцари осели на черноморском побережье Кавказа, смешались с местным населением, и их правнуки сохранили доспехи XIII века» [Л. В. Сердаковский. Чему Господь свидетелем меня поставил. Мемуары эмигранта (публ. - Ксения Воеводская). Вашингтон.]. Как и крестоносцы они всегда верили в свою священную обязанность помогать царям в борьбе с мусульманскими агрессорами, так в 1975 году при переходе через Арагви часть персидского (иранского) отряда столкнулась с хевсурской дружиной численностью в 500 воинов (пришедших на выручку царю Ираклию II), хевсуры полностью истребили неприятеля.
Исследователь Кавказа Карл Федорович Ган, так описывал летом 1897 годуа: «Я теперь расскажу, что мы видели в Гуданах, благодаря тому обстоятельству, что хевсуры нас приняли за иностранцев, которых им нечего бояться, так как появление здесь русских сопряжено обыкновенно с какими-либо административными распоряжениями, которым туземцы не охотно подчиняются … одетые в доспехи рыцари показали нам свою ловкость в фехтовании; опустившись на колени, они, съежившись, прятались за своими маленькими щитами и направляли друг против друга свои острые мечи. Третий вооруженный стоял, в качестве секунданта, в некотором расстоянии. После фехтования рыцари эти, в полном вооружении, под палящими лучами июльского солнца показали нам свой национальный танец, похожий на лезгинку. Этим представление кончилось. Скажем тут еще несколько слов о вооружении хевсур. Шлем (чачкари) состоит из посеребренного верха, на подобие тарелки, с которого кругом опускается сеть из железных колец для защиты лица, шеи и затылка. Кольчуга, снабженная короткими рукавами, к которым примыкают наручники, доходит до бедра. Железная сеть покрывает также и переднюю часть ног и верхнюю половину ступни. Маленький кожаный круглый щит с железными оковами, большой кинжал и сабля (У хевсур, которые, как все горцы, страшно любят хорошее оружие, можно найти много старых и хороших сабель. Часто попадаются венгерские клинки с изображением гусара и с девизом: “Vivat Husar!” Более редки клинки из Золингена и известного мастера Горды), незначительно выгнутая, а также кольца с остриями для удара, так называемые “сацерули”, пополняют вооружение. Копье и огнестрельное оружие носится редко. Пока кровавая месть была еще в большом ходу, хевсур, когда выходил из своей деревни, надевал на себя кольчугу, составлявшую его гордость и почетное одеяние. Эту кольчугу также надевали на покойников во время похорон для того, чтобы они с достоинством могли переходить в загробную жизнь.
Хевсур в традиционных доспехах, 190? год.
Должно быть, доверие к своим прекрасным доспехам и острому мечу служить причиной тому, что хевсуры, в отличие от соседних тушин, для защиты от внезапных нападений лезгин и черкесов построили очень немного укреплений, [108] которыми изобилуют тушинские аулы. Такие я видел только в Бизо и в Шатиле на Аргуне. Помимо того, что хевсуры, благодаря положению своей страны, меньше были подвержены таким нападениям, отсутствие башен и укреплений указывает на наступательный характер хевсур, которые в прежние времена сами не прочь были нападать на своих соседей и пользоваться правом сильного. До сих пор еще старики в длинные зимние вечера рассказывают молодым людям геройские подвиги предков, придавая часто этим рассказам поэтическую форму и аккомпанируя свои речитативы звуками трехструнной “пандуры”, имеющей форму гитары» [К. Ф. Ган. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.). Кавказский вестник, № 4. 1900. С. 106-109].
Шатили, уникальный средневековый комплекс функционировал как жилой район и как крепость, охраняющая северо-восточные предместья Хевсурети. Чем не замок крестоносцев?
Судя по окончанием фамилий на -ури из хевсуров происходят дворяне: многочисленные Пицхелаури (Картли-Кахети), Дзидзигури (Кутаисская губ.) и вероятно другие семьи, нам неизвестные.
кн.Сергей Дадиан-Жагат (Жагат-Дадиан)