Петралона

Jul 01, 2007 01:30

(Записки на билетных корешках)

Началось все, как водится, с пастуха.
Пастухам, надо заметить, везет на открытия - то явится им деревянная дева Мария, то мощи святой Катерины засияют перед ними на вершине, а то и провалится неугомонный пастух в чудом сохранившуюся гробницу, мечту археолога.
Безвестный пастух, приглядывавший за скотом на склоне горы Кацика (что значит «Коза»), нашел свойственное его ремеслу приключение на собственный афедрон. Испуганный непонятными звуками, он поведал односельчанам, будто гора «дышит», и - тернисты пути первооткрывателей! - заработал славу умалишенного. Рыбарь или скорняк был бы сломлен издевками, но не таковы пастухи! Наш герой задумал утереть носы насмешникам и для того навострил уши. Он обзавелся привычкой постоянно прислушиваться - пусть даже последнее и укрепляло уверенность окружающих в том, что у пастуха не все в порядке с головой. Пастух запасся терпением и прочесывал эфир в течение года. По весне ему повезло, однако помощь пришла со стороны иного чувства - зрения: наблюдательный правдоискатель заметил, что в одном месте на «козьем» боку снег растаял раньше, чем на прочих склонах. Пристрастный досмотр выявил там скрытый вход в пещеру. Дело было в 1959 году.
Пастух торжествовал, а на исследование земных глубин отправилась спешно собранная авторитетная экспедиция, которую составили три человека: местный священник, местный учитель и агроном - тоже местный. Троица проникла в мрачное жерло, и там ее ждало сильное потрясение. Во-первых, под землей обнаружилась громадная реликтовая полость. Во-вторых, недалеко от входа экспедицию поджидал человеческий череп, вросший затылком в каменную стену.
Священник, в силу специфики профессии, пришел в себя первым. Учитель, как человек просвещенный, тоже нашел в себе силы взглянуть черепу в лицо. С такими спутниками агроному не оставалось ничего, кроме как быть мужественным. Череп решили освободить из каменного плена.
Заручившись благословением одного из своих участников, экспедиция заработала киркой и ломом - да так споро, что вскоре выковыряла изрядно потрепанную ее усилиями черепушку из сталагмита. Костяной кругляк был доставлен на поверхность, что не способствовало его сохранности, зато при свете дня как-то само собой стало ясно, что 700 000 лет назад он входил в качестве важной детали в организм первобытного архантропа.
Пещера разом прославилась. Возраст ее к 1959-му году достиг 60 000 000 лет, что само по себе способно внушить уважение. Когда-то эта галерея была руслом подземной реки. Река вытекла, а освободившееся место мигом облюбовали сталактиты, сталагмиты и плоды их союза - сталагматы. Постепенно пещера стала походить то ли на каменный лес, то ли на внутренности левиафана. Ныне с ее потолка свисают сосульки, сосулечки и сосулищи белого, зеленоватого и красного цветов. Их обвивают влажно поблескивающие каменные перепонки. На дне пещеры вздымаются сталагмиты, схожие с ассортиментом солидного секс-шопа: едва ли не каждое дилдо заканчивается внушительным утолщением. Длина извилистой пещеры - около 600 метров.
Архантропы, подселившиеся в пещере к каменным наростам, знали, что такое огонь и светомаскировка. Когда звери - чаще медведи, но случались и носороги - забредали в темный холл пещеры, ее человечные обитатели не давали им проморгаться и тут же забивали не одомашненную живность. Жарили добычу на огне - поглубже под землей, чтобы отсветы пламени не мешали засаде. Кости животных складывали в отдельный закут. Со временем архантропы пришли к мысли, что аналогично можно хранить и кости соплеменников - а не выбрасывать их из пещеры на радость голодным зверям. Именно тогда и прикорнул у стены покойный первобытный человек, чей костяк осыпался, а череп прилип к камню и дождался своих исследователей.
В наши дни пещера открыта для посетителей - за умеренную плату. Любители сувениров обломали все тонкие каменные веточки, до которых смогли дотянуться с огражденной дорожки-пандуса, проложенной по экскурсионному маршруту. В отместку за это археологи отменили правила, прежде разрешавшие посетителям фотографировать внутренности пещеры. Сегодня в пещере экскурсантам запрещено пользоваться камерами - и приходится приложить немало усилий и изобретательности, чтобы нарушить этот запрет.
В целом, специалисты сходятся во мнениях, что за неполных 50 последних лет пещера Петралона пострадала больше, чем за предыдущие 60 миллионов. Отсюда неизбежно следует вывод, что прогресс и цивилизация - это, прежде всего, скорость.
Previous post Next post
Up