Профессор Адамс, безумный ученый, заставивший бежать электроны в лаборатории по квадратным орбитам (недостатком такого движения было то, что частицы частенько не вписывались в поворот и разбивались вдребезги), открывший отрицательную силу тяжести (Международная торговая палата мер и весов, опасаясь убытков, добилась наложения запрета на дальнейшие исследования) и
вызвавший оргазм у Земли (после этого планета, расслабившись, долго курила, дымя всеми вулканами сразу), заинтересовался
очередной проблемой.
- Во вселенной немало загадок, - заявил профессор журналистам. - Но зачем ограничивать себя одной вселенной? Я намерен отыскать путь в Параллельный мир и продолжить свои изыскания там.
- Почему вы уверены, будто Параллельный мир существует? - выкрикнул один из интервьюеров, привыкших к скандальным экспериментам безумного ученого.
Профессор Адамс снисходительно пояснил:
- Мироздание нередко называют книгой тайн. Как по-вашему, имеет ли смысл писать книгу, состоящую из единственного листа? Страницы в захлопнутой книге параллельны, каждая их них повествует о своем. Мы находимся на одной из них, где-то рядом теснятся другие, - профессор неопределенно ткнул пальцем в сторону. - С моей помощью мы прочтем то, что написано на соседнем листе.
Журналисты восторженно записывали.
Деньги профессор нашел без особого труда. Огромное количество крупных туристических компаний и бюро путешествий предоставили ему капиталы: профессор Адамс объяснил, что параллельных миров - великое множество, и после нахождения способа проникнуть в них каждая компания-акционер получит эксклюзивное право на организацию туров в собственную вселенную.
Профессор Адамс был верен себе и работал с фантастической быстротой. Пресса следила за проектом и будила всеобщий интерес репортажами с грандиозного строительства. Наконец, профессор Адамс громогласно объявил об окончании подготовительных работ и назвал дату эксперимента.
В назначенный день на полигон профессора Адамса прибыли многочисленные гости. Ученых было мало - светила науки ревнивы к чужим успехам, и те немногие, кто решились приехать, больше надеялись стать свидетелями провала, нежели успеха соперника. Основную толпу составили телевизионщики и газетчики, занявшие стоянку для автомобилей своими фургонами с аппаратурой. Бизнесмены от туризма, вложившие деньги в исследования, сплоченно держались поодаль, временно забыв о внутренней конкуренции.
Посреди полигона красовалось очередное детище профессора Адамса. Массивные стальные рельсы тянулись на сотню метров - в самом конце, у ограничительных отбойников, на них была установлена высокая башня, столь толстая, что сооружение казалось приземистым. На башне была укреплена гигантская цилиндрическая консоль, направленная туда же, куда уходили рельсы. Мощные противовесы не позволяли конструкции завалиться. Вся постройка выглядела грандиозно и поражала воображение.
Профессор Адамс поднялся на трибуну, установленную под открытым небом на фоне полигона, и обратился к собравшимся с энергичной речью.
- Господа! - вскричал он, указав рукой на цилиндр за своей спиной. - Перед вами - Перпендикуляр, изобретенный мной для преодоления границы между вселенными. Перпендикуляр - кратчайший путь от одного Параллельного мира до другого. Им, как тараном, я прошибу грань, отделяющую нас от неведомого. Совсем немного времени осталось до того момента, когда мы сможем прочитать очередную страницу в книге тайн!
Толпа загудела. Вспышки фотографов плевали в профессора белым светом.
- Что именно мы увидим? - спросил кто-то.
- На конце Перпендикуляра, там, где утолщение, под оболочкой скрыты излучатели, которые создадут канал между мирами. После этого Перпендикуляр втиснется в брешь и послужит мостом. Если эксперимент удастся - а я в этом уверен! - то мы сможем подняться в башню и пройти по тоннелю, скрытому в цилиндре, в Параллельный мир. Поверхность Перпендикуляра послужат нам защитой при перемещении.
Последовали новые вопросы, но профессор Адамс отмел их:
- Мы теряем драгоценное время! Предлагаю начать эксперимент немедленно. Все пояснения я буду давать по ходу дела.
Профессор пригласил всех занять места для наблюдения и сам встал к вынесенному пульту управления.
- Вперед! - скомандовал он и быстро защелкал переключателями. На пульте зажгись индикаторные огоньки, стрелки приборов заметались.
Вначале показалось, будто ничего не произошло. Перпендикуляр по-прежнему был недвижен, словно оживший пульт не имел к нему отношения. Потом издали послышалось слабое гудение - это стали разгоняться генераторы полей, упрятанные в цилиндрический корпус. Раздался треск, запахло озоном. Гудение стало громким, к нему добавились рев и вой. Зрителям пришлось зажимать уши - звуки резали слух.
Перпендикуляр выл и свистел. Внезапно в воздухе против его округлого торца возникло свечение. Световое пятно, словно диск, плоско зависло в пространстве и начало расплываться, по нему побежали спиральные волны. Атмосфера по краю диска сконденсировалась в тучи, помчавшиеся колесом - в центре пятна открылось устье дымной воронки, внутри жерла били молнии.
- Так! - воскликнул профессор Адамс и повернул верньер.
Башня сдвинулась с места и с тяжелым рокотом поехала по рельсам - многочисленные кабели в кольчатой броне волочились за ней следом. Конец Перпендикуляра уткнулся в воронку, и цилиндр начал медленно исчезать в ней по мере перемещения башни. Молнии били в оболочку, но, похоже, не могли повредить ее.
Свидетели удивительного события шумели. Профессор Адамс, еще более растрепанный, чем перед началом эксперимента, гордо взирал на торжество своего творения.
Когда консоль целиком погрузилась в канал, башня замерла перед зыбкой границей. Вой стал понемногу стихать.
- Готово! - констатировал профессор. - Теперь нам придется подождать. Чтобы в корпусе Перпендикуляра могли открыться защитные люки перед трансляционными объективами, генераторы должны постепенно уменьшить напряженность поля. Едва это произойдет, мы увидим на экранах перед собой Параллельный мир.
Собравшиеся зачарованно наблюдали за входом в канал. Потянулись томительные минуты.
- Смотрите! - воскликнул кто-то неожиданно. Головы закрутились, послышались изумленные возгласы.
Из облачной воронки начали вылетать выпуклые дисковидные тела, сиявшие тревожными огоньками. Их становилось все больше, они принялись выстраивать в воздухе фигуры, вызывавшие мысли о непривычном военном порядке. Цепь дисков окружила полигон, несколько тел зависли кордоном у Перпендикуляра, остальные направились к изумленным свидетелям происходившего. Один диск опустился на землю и выпустил из себя существ, облаченных в причудливые скафандры.
- Я победил! - завопил профессор Адамс. - Перед нами - гости из Параллельного мира!
Отряд пришельцев приблизился к нему, и один из прибывших заголосил на все лады, указывая конечностью то на профессора, то на Перпендикуляр.
Профессор Адамс, хоть и не понял ни слова из речи, гордо ответил:
- Да! Я создатель Перпендикуляра, открывшего путь между нашими мирами!
Пришелец вновь разразился тирадой, после которой его спутники схватили профессора за руки и поволокли к диску.
Присутствовавшие в ужасе поскакали с мест. Диск с пришельцами и Адамсом взмыл вверх. Тем временем, из воронки выбирались все новые летательные аппараты и уносились к горизонту.
Журналисты, оставшиеся в окружении, не забыли о профессиональных навыках, и их сообщения ринулись во все стороны. Если они и опередили военных, то ненамного - стремительно множившиеся диски были запеленгованы, и военно-воздушные силы поднялись по тревоге. Активных действий со стороны дисков пока не наблюдалось, однако поведение пришельцев нельзя было назвать дружелюбным. Главы правительств всех крупных стран, поставленные в известность службами безопасности, прибыли на рабочие места - и вовремя: всем им было доставлено закодированное сообщение, переданное с дисков. Судя по наборам сигналов, текст во всех случаях был идентичным, что сделало возможным принятие решения о беспрецедентном нарушении режима секретности и совместной работе шифровальщиков разных государств.
Код поддался общим усилиям, и главы стран прочли сообщение. Оно повергло их в шок. Параллельный мир заявлял, что чувствует себя оскорбленным вызывающими действиями обитателей из соседней с ним вселенной. Он ни в коей мере не претендовал на вмешательство во внутренние дела нашего мироздания, пока мы не нарушили границы между мирами. Параллельный мир допускал, что при первом контакте возможны некоторые трения и недопонимания, однако занял твердую позицию: демонстрация гигантского фаллического знака, грубо выставленного в его сторону нашим миром, есть дерзкий и непростительный инцидент, требующий немедленного и решительного отпора. В исключительном случае Параллельный мир оставлял за собой право начать военную эскалацию.
Экстренные выпуски новостей телевидения и радио поставили население Земли на уши. Газеты отстали от них ровно на то время, какое требуется для остывания отлитого типографского набора и высыхания типографской краски на бумаге. Заголовки кричали: «Профессор Адамс показывает coock соседней вселенной!», «Троя - война из-за дырки, Параллельный мир - война из-под палки!», «Видели мы ваш мир на …!», «Война миров: у кого длиннее?».
ООН собрала ассамблею второпях, как хозяйка - стол к приходу нежданных гостей. Представители Параллельного мира были приглашены уже после того, как входящие в ООН государства достигли внутреннего соглашения, что само по себе стало нелегкой задачей для привыкших к склокам участников. Параллельному миру были принесены искренне звучавшие извинения, принятые с показной неохотой лишь после того, как Земля согласилась предоставить неосвоенные территории Нептуна и Плутона в неоплачиваемую аренду сроком на 99 миллионов лет. Поскольку Параллельный мир не отрицал возможности дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между мирами после исчерпания инцидента, было подписано дополнительное соглашение, обязывавшее профессора Адамса придать Перпендикуляру форму, не оскорбляющую достоинства наших соседей. Отдельным пунктом было отмечено, что в случае невозможности изменения формы по конструктивным причинам Перпендикуляр для контакта будет установлен в Параллельном мире и направлен в нашу сторону.
После окончания всех формальностей профессор Адамс, числившийся в Параллельном мире заложником, был отпущен на свободу.
ООН предъявила ему условные обвинения в неумышленном создании казуса белли, которые были сняты ввиду благополучного разрешения конфликта и открывшихся многообещающих перспектив.
На пресс-конференции, отвечая на вопросы и принимая поздравления, профессор Адамс заметил, что произошедшие события помогли ему сделать еще одно открытие.
- Какое?! - насторожились журналисты.
Профессор важно поднял палец и провозгласил:
- Теперь можно с уверенностью утверждать, что оскорбления, понятные разумным существам, исключительно антропоморфны!