Город Ираклион получил свое имя в честь Геракла; в путеводителях на русском языке я встречал также транскрипции «Гераклион» или даже «Хераклион» («Сейчас ка-а-ак прихераклионимся!» - пронеслось у меня в голове, когда самолет валился на посадку).
Археологический музей Ираклиона считается видным заведением и полон черепками, как коробка с посудой, уроненная при переезде. Многие черепки склеены в сосуды и скульптурки; гид рассказывает, как это делается - кусочки, найденные там и сям, методично перебираются и прикладываются один к другому, пока замысел археолога окончательно не вырисуется. Кроме того, в музее представлены восстановленные по фрагментам фрески. Танцующий «Принц-жрец» завораживает точностью линий и обилием деталей; вновь обретенная фреска тем более ценна, что поначалу у реставраторов имелись лишь чудом сохранившиеся бедро, локоть и кисть безымянной человеческой фигуры.
Прагматиков в музее, несомненно, привлекут линзы, отшлифованные за полторы тысячи лет до Христа, и тридцатикилограммовые оловянные деньги - вот уж где понимаешь справедливость выражения «Платить полновесной монетой».
Особый экспонат - Фестский диск, глиняная лепешка, на обеих сторонах которой по спирали, напоминающей дорожку на граммофонной пластинке, выдавлены картинки-иероглифы. Предполагают, что диску около восьми тысяч лет. Что написано на диске - никто до сих пор не знает, поэтому им очень гордятся. Сувениры с изображением Фестского диска очень распространены - очевидно, для привлечения новых участников в увлекательном процессе расшифровки.
Из множества музейных экспонатов лишь два объекта напрочь запрещено фотографировать. Первый - пара кувшинов-пифонов, ничем, на мой взгляд, не отличающихся от полусотни таких же, расставленных по залам (подозреваю, табличка была когда-то повешена около них случайно, и у неторопливых греков просто не доходят руки убрать ее). Второй - деревянная модель дедаловского Лабиринта, изготовленная современным мастером (по этому поводу можно предположить, что директор музея - дальний потомок Миноса, не теряющий надежды со временем завести собственного Минотавра).
Любителям точных цифр скажу - в музее два этажа.
Сам Лабиринт (или, как почему-то называют его не знакомые с нашими традициями жители Крита, Кноссос - Кносский дворец) расположен под открытым небом. В известном смысле, он является симулякром, так как самый первый дворец был разрушен, как водится, еще до нашей эры (наша эра, замечу, вообще не застала много чего интересного) и отстроен заново тогда же, а потом вновь разрушен. Теперешние попытки восстановить копию копии при утерянном оригинале дают простор для фантазии.
То, что доступно ныне глазу - отдельные постройки с вкраплениями новодельных кирпичей и многочисленные контуры существовавших когда-то помещений. Всякий может убедиться, что комнаты дворца были малы, тесны и неудобны. По-видимому, рачительный царь пытался выжать максимум из отпущенной ему немалой площади и, подобно хитровану, превратившему однокомнатную квартиру в шестикомнатную (об этом насплетничал Маргарите Коровьев на балу у Сатаны), имел пристрастие к стенкам, переборкам и перегородкам.
Раскопки Кноссоса не останавливаются и являют собой увлекательнейший аттракцион. Под галереей, чтобы было лучше видно толпе сверху, два сухих грека ковыряют почву. Один из них делает несколько энергичных ударов киркой, другой сметает пыль потрепанным веником. После они поднимают из-под ног каменный осколок и долго рассматривают его, вертя в пальцах. Обозренный со вниманием камешек бросается в лохань, на кучу таких же - подозреваю, ночью они возвращаются на свои места в раскопе. На моих глазах греки нашли в земле длинный корень растущего поодаль дерева; корень был обрублен, обследован с необходимой тщательностью и аккуратно уложен параллельно другому обрубку корня - ранней добыче.
К выходу из Лабиринта-Кноссоса ведут турникеты и веревочные ограждения - и то сказать, если выдавать всякому посетителю по своей нити, возникнет путаница, дворец переполнится, новые посетители не смогут войти и доходы кассы упадут.
Остается добавить лишь, что ко входу в Лабиринт стоит длиннейшая очередь - думаю, что во времена Тезея дворец Миноса-минотавродержателя не пользовался такой популярностью.
Ираклион, как и всякий город, наводняемый туристами, богат на лавки, лотки и магазинчики. Городская фауна обычна. На площади имеется фонтан.