zh_

эпический пост

Apr 16, 2011 18:05

я обещала написать впечатления о cuf'е, вдруг кому будет интересно. и вот пишу. под катом - очень длинно.

в этот четверг я сдала диплом по социологии.
это работа по политической социологии, по радикальному политическому активизму; я изучала левых - не анархистов, а тех, кто придерживается марксистских взглядов в самом широком смысле этого слова. меня интересовали, в частности, социальные причины формирования сообщества опытных активистов и отрыва этого сообщества от его "целевой аудитории"


Этот mémoire - несомненно выдающийся документ. Его академическая ценность, думаю, близится к 0, однако читать его весело. Это документ, свидетельствующий о ярком и блистательном разрыве мозга.

Я хочу официально заявить.
Это не было хорошей идеей. В том плане, что это ни разу не было легко. И это не дает никаких конкретных привилегий в перспективе.

Как я разбиралась в политике восемь месяцев назад? Ну, я представляла себе, например, что такое неолиберализм, но как-то оччччень мутно.
Как я разбиралась в политической социологии и социологии коллективного действия? Никак. Ровным счетом.
Как я разбиралась в теории и практике левого движения? Да я троцкиста от маоиста отличить не могла. Я не знала, что означает словосочетание "боевой профсоюз". Сталинистов в основном определяла по признаку того, висит ли у них на груди портрет, собственно, усатого.
У меня не было ни одного по-настоящему политизированного знакомого - потому что же беууу, политотаааа.

Это была одна из самых идиотских затей в моей жизни. Эксперимент, блин, по личностному росту. Авантюра самонадеяннейшая - пытаться за девять месяцев освоить совершенно новую дисциплину, провести первое в жизни большое полевое исследование и написать об этом 60 страниц на иностранном языке.

Но я очень довольна, что на это решилась, что не бросила это всё в середине и что провела все эти дни именно так, как провела - за книгами, в беседах с активистами, на митингах и пикетах, засыпая поздним вечером на стопках книг на собрании в Фаланстере, отчаянно пытаясь не вмешиваться в дискуссии, даже когда меня просто распирало.

Приняв девизом фразу Бурдье о том, что во время полевого исследования не нужно ни жалеть респондентов, ни смеяться над ними, а пытаться их понять, я довольно успешно именно это реализовала.
Я рада, что не пошла по пути наименьшего сопротивления, и не выбрала изучать что-то знакомое и близкое. Что не стала писать, например, о том, почему музыкальные журналисты становятся музыкальными журналистами (кокаин и девочки, а ещё вписки на концерты?..). Или как конструируется профессиональная идентичность историка. Или ещё что.

Это главный вывод: обучение в коллеже помогло мне получить опыт самостоятельного исследования по редкой и непонятной теме. Других возможностей получить его у меня, в общем-то, не было. К тому же, я поняла, что полевые социологические исследования в "сложной" среде - это одна из самых захватывающих вещей, которыми я когда-либо занималась, и я очень хочу продолжать. Это была прекрасная авантюра, и она сделала меня терпимее, немного сильнее и чуть-чуть умнее.

В общем же, коллеж - это прекрасная возможность провести интересующее вас исследование в очень свободной атмосфере. Зачем писать там диплом, скажем, по той же теме, что была в университете - это большая для меня загадка.

В любом случае, не стоит питать иллюзий.

Во-первых, это реально очень трудоемко. Я довольно хорошо знаю франц - так, по крайней мере, говорят все тесты. У меня плохонькая устная речь, но благодаря семинарам я научилась импровизированно толкать академические речи. Читаю я быстро и понимаю много. Если бы мне требовалось смотреть в словарь чаще, чем два-три раза на странице, это была бы пытка. Потому что читать действительно приходится очень много. Возможно, если бы я лучше ориентировалась в теме, читать пришлось бы меньше, но тем не менее. Всё равно для нормального мемуара нужно десяток книг и полтора десятка статей minimum minimorum. Плюс то, что нужно читать в течение года к парам.

Во-вторых, научники все разные. Система такая: в начале сентября студенты сдают проекты, а к концу октября им находят научников во Фр. Некоторым везет, и у них оказываются внимательные и участливые. Некоторым - нет. У нас в группе есть мальчик, переписка которого с научницей началась в конце марта с того, что он отправил ей две первых главы своего диплома. Моя, например, тоже на меня немного положила. Наша с ней переписка составила писем десять, наверное, за пять месяцев, и никак, к сожалению, мне не помогла. Т.к. семинарист наш также не слишком разбирается в российской политической ситуации, я находилась в положении, которое отлично описывается фразой "блестящая изоляция". Совершенная автономность. Я так люблю, но знаю, что так любят далекоооо не все.

В-третьих, надо четко понимать, зачем нужно начинать учиться в cuf'е. Если чтобы получить стипендию и уехать во Фр, то это далеко не самый простой путь. Стипендии, во-первых, дают далеко не всем. Во-вторых, есть и более легкие способы уехать на энное количество месяцев, не вкалывая в течение двух лет, как адский задрот (да, я знаю, какие, и могу рассказать).

Мой личный случай очень удачен, потому что в определенный момент мне стало совершенно всё равно, дадут ли мне стипендию и уеду ли я в Париж. Причем это случилось ещё до того, как мне прислали приглашение из университета. Просто эти несколько месяцев научили меня гораздо более важным вещам, чем я ожидала.

И, к тому же, я никогда в жизни не писала таких гигантских текстов. Один этот сладенький 73-страничный pdf заставляет меня улыбаться!

académique

Previous post Next post
Up