Случайная мысль

Jul 23, 2008 16:20

Подумалось: музыка (возможно ли?) не нуждается в звуках.

На старом
Деревянном мосту -
Никто.
(Г.Д.Торо)

Leave a comment

Comments 21

ymonitna July 25 2008, 17:00:47 UTC
Она не нуждается, это безусловно.. Но что нуждается? Из чего происходит эта нужда? Как Вы думаете?

Я - Никто. А ты - ты кто?
Может быть - тоже - Никто?
Тогда нас двое. Молчок!
Чего доброго - выдворят нас за порог.

Как уныло - быть кем-нибудь -
И - весь июнь напролет -
Лягушкой имя свое выкликать -
К восторгу местных болот.

Эмили Дикинсон.

Reply

zezapel July 26 2008, 07:03:18 UTC
Боюсь, что на Ваш вопрос у меня пока нет ответа. Может быть - человек?

Reply


remi_jakovlevic July 30 2008, 16:43:53 UTC
Открыл Ваш интересный журнал, рад знакомству :)
Эта Ваша случайная мысль не оставляет в покое. Существует обширная литература о молчании в речи (начиная с размышлений о природе языка в трактатах Отцов церкви и т.д.), должен же быть аналог в концепциях о музыке.
Теорию Лосева о музыке я в свое время не смог одолеть, но я подумал о современном феноменологе J.L. Marion(Марион, хотя лучше было бы Марьон; см. о нем http://sinijdivan.narod.ru/sd2rez1.htm ). Марион характеризует "насыщенные феномены" как раз тем, что они превосходят и предвосхищают интенцию. Музыкальное событие, как насыщенный феномен, избыточно (равно как и "великая картина" и т.д.); и в качестве насыщенного феномена, то есть после феноменологической редукции, оно незвучащее. (этот пример позволяет понять, почему Марион называет насыщенные феномены "парадоксами")

Reply

zezapel July 30 2008, 19:15:17 UTC
Замечательный стимул для мысли, спасибо!
Логика Марьона (и по тексту ссылки тоже) кажется убедительной. Есть "ощущение истинности".
Мне видятся, впрочем, и другие линии приближения, которые со временем постараюсь озвучить (если они не окажутся всего лишь видимостью).
Рад знакомству!

Reply

remi_jakovlevic July 31 2008, 08:38:40 UTC
Простите меня, я задним умом крепок. Уже собравшись отправиться в недолгое путешествие, снова включил компьютер, чтобы добавить ссылку под эту запись:
John Cage, "Silence", Wesleyan Univ Pr, 1961 (ISBN: 9780819560285)
---
"В немалой степени повлияли на Кейджа и труды немецкого мистика Мейстера Экхарта, который много писал о божественном молчании (...). Под этим понималась необходимость дословесного опыта приближения к божеству, напряженное и ответственное вслушивание в молчание, в котором может возникнуть Слово. В случае Кейджа - Звук." (http://www.vz.ru/culture/2007/8/12/100550.html)

Reply

zezapel July 31 2008, 13:25:53 UTC
Спасибо за интересные ссылки!
Мне почему-то кажется, что Кейдж (тайно) увлекался числовым мистицизмом. Это совершенно особая для меня тема, нужно как-нибудь оформить и поместить здесь свои заметки по этому поводу.
Приятного путешествия!

Reply


kruglov_s_g August 17 2008, 23:43:22 UTC
нечто в "Докторе Фаустусе" было...

Reply

zezapel August 18 2008, 06:03:36 UTC
"Угол зрения" для меня неожиданен и м.б. даже закономерен (?). Все может оказаться гораздо проще... Спасибо за "поворот".

Reply

kruglov_s_g August 18 2008, 06:28:04 UTC
:))

Reply


startche July 8 2009, 16:59:32 UTC
......

Reply


startche July 9 2009, 06:26:09 UTC
Разумеется, предыдущее сообщение я хотел оставить девственно белым, но в этом пространстве сообщений это неприемлемо, пришлось отстучать точки. Музыке необязательны звуки? На первый взгляд, да. Она ведь может осуществляться в памяти. Но как? С помощью неких квазислов, междометий, мысленного насвистывания, - тех же точек. Я говорю об уровне человеческом. Торо, конечно, имел в виду и другой ярус мироздания. Там музыка уже пребывает без всяких точек и червоточин. Но ведь не только музыка?

Reply

zezapel July 9 2009, 14:03:10 UTC
Конечно, не только она. Но все равно меня не покидает ощущение какой-то неполноты, что ли... Или чувство собственной ограниченности, которая не позволяет "туда" проникнуть, разве что иногда (очень редко) прикоснуться к частице "этого". (А если к части, то, значит, и к целому?)
Все тот же вопрос: "Каким путем? Каким путем?"
Но мыслить парадоксально тоже не всегда хватает смелости.

Reply


Leave a comment

Up