Открыл Ваш интересный журнал, рад знакомству :) Эта Ваша случайная мысль не оставляет в покое. Существует обширная литература о молчании в речи (начиная с размышлений о природе языка в трактатах Отцов церкви и т.д.), должен же быть аналог в концепциях о музыке. Теорию Лосева о музыке я в свое время не смог одолеть, но я подумал о современном феноменологе J.L. Marion(Марион, хотя лучше было бы Марьон; см. о нем http://sinijdivan.narod.ru/sd2rez1.htm ). Марион характеризует "насыщенные феномены" как раз тем, что они превосходят и предвосхищают интенцию. Музыкальное событие, как насыщенный феномен, избыточно (равно как и "великая картина" и т.д.); и в качестве насыщенного феномена, то есть после феноменологической редукции, оно незвучащее. (этот пример позволяет понять, почему Марион называет насыщенные феномены "парадоксами")
Замечательный стимул для мысли, спасибо! Логика Марьона (и по тексту ссылки тоже) кажется убедительной. Есть "ощущение истинности". Мне видятся, впрочем, и другие линии приближения, которые со временем постараюсь озвучить (если они не окажутся всего лишь видимостью). Рад знакомству!
Простите меня, я задним умом крепок. Уже собравшись отправиться в недолгое путешествие, снова включил компьютер, чтобы добавить ссылку под эту запись: John Cage, "Silence", Wesleyan Univ Pr, 1961 (ISBN: 9780819560285) --- "В немалой степени повлияли на Кейджа и труды немецкого мистика Мейстера Экхарта, который много писал о божественном молчании (...). Под этим понималась необходимость дословесного опыта приближения к божеству, напряженное и ответственное вслушивание в молчание, в котором может возникнуть Слово. В случае Кейджа - Звук." (http://www.vz.ru/culture/2007/8/12/100550.html)
Спасибо за интересные ссылки! Мне почему-то кажется, что Кейдж (тайно) увлекался числовым мистицизмом. Это совершенно особая для меня тема, нужно как-нибудь оформить и поместить здесь свои заметки по этому поводу. Приятного путешествия!
Разумеется, предыдущее сообщение я хотел оставить девственно белым, но в этом пространстве сообщений это неприемлемо, пришлось отстучать точки. Музыке необязательны звуки? На первый взгляд, да. Она ведь может осуществляться в памяти. Но как? С помощью неких квазислов, междометий, мысленного насвистывания, - тех же точек. Я говорю об уровне человеческом. Торо, конечно, имел в виду и другой ярус мироздания. Там музыка уже пребывает без всяких точек и червоточин. Но ведь не только музыка?
Конечно, не только она. Но все равно меня не покидает ощущение какой-то неполноты, что ли... Или чувство собственной ограниченности, которая не позволяет "туда" проникнуть, разве что иногда (очень редко) прикоснуться к частице "этого". (А если к части, то, значит, и к целому?) Все тот же вопрос: "Каким путем? Каким путем?" Но мыслить парадоксально тоже не всегда хватает смелости.
Comments 21
Я - Никто. А ты - ты кто?
Может быть - тоже - Никто?
Тогда нас двое. Молчок!
Чего доброго - выдворят нас за порог.
Как уныло - быть кем-нибудь -
И - весь июнь напролет -
Лягушкой имя свое выкликать -
К восторгу местных болот.
Эмили Дикинсон.
Reply
Reply
Эта Ваша случайная мысль не оставляет в покое. Существует обширная литература о молчании в речи (начиная с размышлений о природе языка в трактатах Отцов церкви и т.д.), должен же быть аналог в концепциях о музыке.
Теорию Лосева о музыке я в свое время не смог одолеть, но я подумал о современном феноменологе J.L. Marion(Марион, хотя лучше было бы Марьон; см. о нем http://sinijdivan.narod.ru/sd2rez1.htm ). Марион характеризует "насыщенные феномены" как раз тем, что они превосходят и предвосхищают интенцию. Музыкальное событие, как насыщенный феномен, избыточно (равно как и "великая картина" и т.д.); и в качестве насыщенного феномена, то есть после феноменологической редукции, оно незвучащее. (этот пример позволяет понять, почему Марион называет насыщенные феномены "парадоксами")
Reply
Логика Марьона (и по тексту ссылки тоже) кажется убедительной. Есть "ощущение истинности".
Мне видятся, впрочем, и другие линии приближения, которые со временем постараюсь озвучить (если они не окажутся всего лишь видимостью).
Рад знакомству!
Reply
John Cage, "Silence", Wesleyan Univ Pr, 1961 (ISBN: 9780819560285)
---
"В немалой степени повлияли на Кейджа и труды немецкого мистика Мейстера Экхарта, который много писал о божественном молчании (...). Под этим понималась необходимость дословесного опыта приближения к божеству, напряженное и ответственное вслушивание в молчание, в котором может возникнуть Слово. В случае Кейджа - Звук." (http://www.vz.ru/culture/2007/8/12/100550.html)
Reply
Мне почему-то кажется, что Кейдж (тайно) увлекался числовым мистицизмом. Это совершенно особая для меня тема, нужно как-нибудь оформить и поместить здесь свои заметки по этому поводу.
Приятного путешествия!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Все тот же вопрос: "Каким путем? Каким путем?"
Но мыслить парадоксально тоже не всегда хватает смелости.
Reply
Leave a comment