Nov 23, 2015 03:17
Принцип 1. Организм крепкий
Вы и ваши дети относятся к виду homo sapiens. Этот вид появился около 50 тыс. лет назад, и со времен возникновения люди выжили, находясь в совершенно разных, часто, достаточно недружелюбных условиях. К примеру, лишь 10 тыс. лет назад стали строиться стационарные жилища, до этого люди любой дождь и ветер переносили на улице. Отопление домов появилось только в XVIII веке. Голод был огромной проблемой Европы в XIX веке, но население росло. В общем, человек, в том числе и ребенок (ведь все люди за последние 50 тыс. лет рождались такими же маленькими и беспомощными, как и современные дети) не требует тепличных условий для жизни.
Это, конечно, не означает, что от преимуществ прогресса надо отказываться. Не будем забывать, что вот это развитие человечества в прошлые эпохи шло с огромным уровнем детской смертности, что зачастую болезни, которые сейчас легко лечатся, были смертельным приговором. Все это так. Просто нужно понимать, что условия, в которых здоровый человеческий организм способен нормально функционировать, значительно шире комнаты с мягкими стенами и теплым кондиционированным воздухом.
Принцип 2. Организм умный
Откуда щенок или котенок узнает, что он голодный? Как береза понимает, что пора желтеть и сбрасывать листву? Не по часам или календарю, а в результате естественных процессов проходящих в организме. В ходе нескольких миллиардов лет эволюции виды выработали огромное количество способов приспосабливаться к окружающей среде и возможным природным воздействиям. Еще пчела Майя говорила: «что приятно пахнет, то и вкусно, и полезно». Свой организм надо учиться слушать. В большинстве случаев то, чего хочется в данный момент, и нужно организму.
Тут также необходима оговорка. Ощущения могут быть «забиты», человек может выработать привычку к определенному виду удовлетворения, например, пирожным. Однако, если такие стимуляторы некоторым усилием убрать, постепенно воспитается нормальные реакции. Человеку, который привык к здоровому образу жизни, не будет хотеться постоянно конфет и лежания на диване, организм действительно будет регулярно требовать овощей и пробежки. Более того потребности не обязательно означают страдания от отсутствия. Даже чувство голода может быть приятным, ведь пока она не является болью истощенного тела, это здоровая коммуникация между пищеварением и мозгом.
Принцип 3. Организм имеет право
Этот пункт в какой-то мере является следствием первых двух, в какой-то -рекомендацией по их приложению. Хоть организм и крепкий, но удары по здоровью объективно существуют: переохлаждение, переутомление, воздействие вирусов, недосып, стресс. Однако, включаем пункт «организм умный»: как правило, он сам знает, как вернуть свое состояние в норму. Если хочется лечь спать пораньше, надо постараться это сделать. Если повысилась температура, значит организму сегодня нужна повышенная температура. Если нет аппетита, возможно, просто снижение порции за обедом сегодня полностью вас вылечит: организм способен победить вирусы на ранних стадиях заражения, просто мобилизовав все силы (включая снижение энергозатрат на пищеварение). В общем, если в организме что-то сегодня отклонилось от нормы, попробуйте просто позволить организму эту работу довести до конца: не нужно сразу сбивать температуру, не нужно специально есть по расписанию.
Конечно, мы живем не в вакууме. Недоспать может помешать ребенок или работа. Это нормально (организм крепкий, помним). А вот после шока (а выходящие за средние нагрузки должны быть краткосрочными) дайте организму то, что он сам попросит, и он сам придет в норму.
Если следовать этим простым принципам, то количество располагаемой энергии будет повышаться, крепость расти, восстановление ускоряться. А значит, человек будет иметь все больше поводов для радости. А тут включится механизм положительной обратной связи и обучения, так что ограничивать себя в ненужном будет все проще.
В применении к детям все принципы остаются в силе. Здоровье ребенка не пострадает от того, что он 30-40 лишних минут поголодает. Как и взрослый, ребенок может добежать от офиса до машины без шапки. Если ребенку слишком сложно что-то выучить, он или это забудет, выслушав, или уснет от перегруза, но никакого взрыва мозга от слишком раннего знакомства с Большим взрывом не случится.
про вселенную,
хозяйке на заметку