Энгелина Борисовна
Тареева вспоминает Пастернака. К слову пришлось и знаменитое «Мело, мело по всей земле...» - и я вспомнила два забавных эпизода.
1. Несколько лет назад в Музее современного искусства на Петровке проходила выставка про роль пишущей машинки в культуре. Это же было лет 100 всего, от момента, когда появились пишущие машинки, до того, когда все перешли на компьютеры. И теперь оказывается, что пишущая машинка была таким культурным феноменом.
Так вот, один экспонат был - черновик этого стихотворения, машинописная страница с правкой Пастернака. Начиналось так: "Мятель мела по всей земле, во все пределы". Именно "мЯтель", через "я". Увидел, как напечатано - исправил на "мело, мело". Еще какие-то правки были, сейчас не упомню.
Но, кажется, Пастернак вычеркивал лишнее, а. например, Василий Гроссман и Александр Солженицын - дописывали на полях машинописных рукописей целые абзацы мелким почерком...
2. Еще случай вспомнила смешной. На одном слете авторской песни бард с математическим образованием говорил: "Я все не мог понять, как это скрещенья ног на потолке, если свеча на столе, а ноги внизу? И понял: пламя коптит, струйки копоти бросают тени, они похожи на ноги!" Нас слушали дети, и я не стала смеяться и возражать, просто тихо отошла, но запомнила этот эпизод на всю жизнь!