Детектив с пирамидой, или как я сдавала ВИ

Sep 07, 2014 14:21

Училась-училась я на биофаке МГУ, у гениальных профессоров, в промежутках между декретами, и недоучилась. Попросту забыла появиться, будучи занята зарабатыванием мелких денег, когда Васе исполнилось 3 года. Виктория Александровна говорила, что того, что я сдала на биофаке, более чем достаточно для получения диплома на заочном биофаке МОПИ, если добавить психолого-педагогический блок. Но процедура перевода выглядела так запутанно, что я семь лет не могла к ней подобраться. И вот наконец плюнула и решила поступить по конкурсу. Подала документы в последний день приема. Проходила мимо мемориального кабинета Крупской. Экзамены - ВИ (внутренние испытания), устроенные по типу ЕГЭ, но без части С. Однако же теоретически можно набрать 100 баллов.

Первый экзамен - русский. Я стала загодя собираться: проверила, чтоб ручки были пишущие и непременно шариковые,а не гелевые (как положено), взяла их штук шесть. Потом решила убедиться, в сумке ли паспорт. Ищу-ищу... не вижу! Ну все, или не попаду на экзамен, или меня туда не допустят. Наконец, все по десять раз перебрав, догадалась заглянуть в желтенький конверт с фотографиями 3 на 4, и он - паспорт - как раз был там. Тут надо выходить из дома - чувствую, что-то не то. Мерю давление - однако зашкаливает. Никакой подходящей таблетки найти не могу, пью транквилизатор, вызываю такси, мерю давление еще раз - повышается, пью транквилизатор еще раз. Таксист попадает в пару пробок, но привозит меня через пять минут после заявленного начала экзамена. Вообще-то по правилам опоздавшие не допускаются, но стоит толпа перед воротами, еще не запускали (и как он узнал, где всех собирают? я в следующие два раза этого места не нашла, ходила через проходную). Стоит полно взрослых людей, я вовсе не самая старшая. Возмущаются, когда им говорят, что за шпаргалки, мобильный телефон или не синюю/черную ручку сразу выгонят. Захожу в аудиторию и сразу прошу подключиться к розетке - мне надо смерить давление. Старшая по проведению этого экзамена говорит: "Если вы себя плохо чувствуете, вы можете отказаться сдавать экзамен, но только пока он не начался". "Ну что я, русский не сдам!" - отвечаю я, с неудовольствием разглядывая циферки на тонометре. Пью еще транквилизатор.
Раздают листы. Объясняют, что в первом листе ничего не писать, там вопросы, а во втором писать ответы. Я уточняю: "Верно ли я поняла, что в первом листе не писать, а во втором писать?" Верно. И я начинаю... отмечать правильные ответы в первом листе и переписывать их номера во второй. Через пять ответов поднимаю руку и спрашиваю: "А ничего, что я вам первый лист испортила?" Комиссия уже в ауте.
Пишу дальше. Вопрос: "В каком пункте безударную гласную в корне нельзя проверить ударением?" В первом, втором и четвертом - используются корни с чередованием гласных; в третьем - словарные слова (например, винегрет).
Еще вопрос: "Выберите неправильное утверждение. В первых трех предложениях - повествование; в пятом предложении - риторический вопрос". Там в четвертом предложении риторический вопрос, а третье предложение вопросительное. А пятое опять же до боли утвердительное. Номера предложений даны цифрами, вероятность опечатки велика.
Я все это после экзамена показала комиссии. Меня спрашивают: "Какое у вас образование, вы думаете, наши профессора неправильно что-то составили?" Я говорю: "Я шесть лет редактором работала, и могла быть опечатка". Там еще были по мелочи опечатки, согласование неправильное, например. И еще какие-то некорректные вопросы, я уже не помню. А один был, которого и я не знала: тип согласования в словосочетании (существительное и зависимое от него прилагательное).

Поставили какие-то загадочные карандашные галочки против указанных мною вопросов.
Закончился экзамен. Мерю давление опять (опять высокое), доедаю таблетку (я от нее по кусочку откусывала).
Иду, шатаясь (в общей сложности съела целый грамм транквилизатора, для меня это много), сажусь, потом ложусь на подоконник в коридоре. Охранник: "Здесь нельзя сидеть! Вам плохо?" - "Да, давление. Нижнее. У вас есть медпункт?" - "Нет, только с сентября начнет работать. Могу скорую вызвать". - "Да, пожалуйста".
Приехала скорая, поговорили, померили давление - оно уже снизилось. Вылезла из машины и пошла к метро. По дороге зашла выпить чашечку кофе. Выпила, зашла в туалет и заснула. Не знаю, на сколько, но в дверь уже стучали обеспокоенные официантки.

Так же шатаясь, доехала до работодателя и заснула еще раз.

Поставили 82 балла - это у них пятерка считается.

Сдаю биологию. Давление на этот раз снизила уже с утра, и капотеном. Добралась на метро и бегом - успела в хвост очереди заходящих в аудиторию.

Тоже смешные были вопросы. Функция тонкого кишечника (исключая невозможные ответы) - всасывающая и выделительная или всасывающая и химическая?

Ну там белки и жиры под действием ферментов распадаются на аминокислоты и жирные кислоты соответственно, чтоб в ворсинки всосаться. Так что я решила, что "химическая" надо выбрать, но какое-то слово некорректное.

Или "лист состоит из (исключая невозможные варианты, с чечевичками на кожице, чечевички - это на стебле) кожицы и жилки, кожицы, жилки и мякоти?" С одной стороны, про мякоть в учебнике ботаники написано. с другой стороны, видоизмененные листья - колючки - мякоти не содержат... И вообще я думала, что раз они про паренхиму не пишут, то специально подлавливают своей мякотью.

Но самая песня - вопрос из части В, где надо было разнести в графы таблицы, какие признаки характерны для клеток эукариот (т.е. с ядрами) и прокариот (бактерий, сине-зеленых водорослей... без ядер, короче).
Надо было сказать, к какой из этих групп относится признак "Много мелких рибосом"!

Дело в том, что рибосомы - это такие не видимые простым глазом структуры, в которых по инструкциям, записанным в нуклеиновых кислотах, собираются полипептидные цепи (из которых потом выстраиваются белковые молекулы). Они есть и в прокариотах, и в эукариотах. И там, и там их не одна и не две - значит, много. В прокариотах они несколько мельче. Но в эукариотических клетках присутствуют еще митохондрии с собственными рибосомами - того же размера, что и прокариотические. В растительных клетках еще и хлоропласты, опять же с собственными рибосомами того же размера, что и прокариотические.

Ну я подумала, что у меня уже есть два признака прокариот и три признака эукариот, поэтому "много мелких рибосом" пусть считается у прокариот.

Боевого духа показывать комиссии на ошибки у меня уже не было, т.к. во многих своих ответах я была не уверена.

Поставили 83.

Потом я писала математику. Была неделя на подготовку, и я понимала, что надо вспомнить разные формулы - тригонометрии, логарифмы, производные, первообразные, интегралы... Но я же женщина занятая. Читала кое-что - оказывается, я неправильно себе представляла, что такое рациональные числа, арифметический корень и не знала, что есть признак делимости на 11 (впрочем, его и нет в программе). Конечно, ничего толком не повторила. С утра чувствовала себя как в тяжелом гриппе, к тому же и Толя в соплях и с больным горлом. Выпила противовирусное и таблетку фенотропила. Это не транквилизатор, а наоборот - ноотроп и стимулятор. Но при разовом применении он ноотропного эффекта не оказывает. Но иммунитет тоже стимулирует, не только нервную систему.
Поехала, в метро еще раз посмотрела, что куда возводится в степень в логарифмах, какие формулы суммы синусов-косинусов. Прихожу с опозданием, нахожу аудиторию - а там еще никого нет, толпу еще не запустили.

Этот экзамен сильно отличался от двух предыдущих. Во-первых, экзаменаторы сказали: "Лучше бы вы решали, мы прочтем все, что вы написали". В правилах написано, что за отсутствие решения оценка снижается на 20%. Во-вторых, мобильные не отбирали (кто-то взял с собой мобильный, а не только паспорт и ручку, он даже зазвонил, девушка его достала и потыкала в кнопки, и ничего, даже не заставили положить в сумку). В-третьих, все задания были корректными и очень простыми. Просто на понимание. И никаких сложных формул не использовалось, даже квадратного уравнения не было. Так что если готовиться к математике, то я не понимаю, как не написать это на 100.

Однако же я не написала. Я несколько раз порывалась допустить какую-нибудь глупую ошибку. Например, такое задание: в числителе a - b, в знаменателе a . b (точечка посередине), надо подставить значения a и b и вычислить. Я вычисляю, как будто в знаменателе стоит сумма. Только то, что надо было выбрать ответ из предложенных, заставило меня увидеть эту ошибку.
Потом, в одном задании в качестве ответа надо было указать сумму квадратов корней уравнения. А в другом - просто сумму корней. Так я и во втором стала квадраты считать. И только то, что были ответы на выбор, спасло меня в этом случае.
Но задания не все были с ответами. Последняя задача была про пирамиду. "Площадь основания правильной четырехугольной пирамиды - 6, боковое ребро образует с плоскостью основания угол 60 градусов. Найти объем пирамиды".
Сначала я стала решать, как будто угол 60 градусов образует с основанием грань пирамиды.
Потом заметила, что это неправильно. Зачеркнула. И усомнилась. Спросила комиссию: "А имеется в виду треугольная пирамида - у ней ведь четыре угла - или квадратная?" Мне сказали, что квадратная.
Потом я нашла высоту этой пирамиды, умножила на площадь основания и стала вспоминать, какой же там должен быть коэффициент. Вроде бы 1/3, но что-то я не уверена. Стала выводить формулу. А как формулу выводить? Сначала я складывала все имеющиеся передо мной бумажки, экзаменационный лист и паспорт, чтобы сообразить, какими пирамидами достраивается правильная пирамида до квадратной призмы. Но не смогла. Потом придумала гениальный способ вывода: куб можно сложить шестью квадратными пирамидами (каждая грань куба - основание), их вершины будут сходиться в точке посередине куба, высота, соответственно, будет равна половине стороны куба, а объем - 1/6 куба. Ну а если пирамида прям в куб вписана, то ее объем в два раза больше - 1/3 куба. Вывела формулу, ура.

Но только почему-то по всем этим формулам у меня получается объем моей пирамиды 3, меньше площади основания. Это, конечно, бывает, но угол-то - 60 градусов, она не то чтобы очень сплющенная.

И тут говорят: "Заканчивайте". До конца экзамена еще 15 минут. Но я вздрагиваю, думаю, что все равно я на этом факультете единственный абитуриент с пятерками по двум первым экзаменам, и если не решу последнюю задачу, то и бог с ней. Пишу ответ "3" (все равно у меня на обоснование всех решений заняты оба листа, и предназначенный для черновика, и предназначенный для чистовика, я не знаю, каким образом моя соседка только писала номера и ответы, без решений, все-таки там была задача с процентами, в которой уравнение составлять...) и сдаю.

Выйдя, первым делом посмотрела, правильно ли вывела формулу объема пирамиды. Правильно, в смысле, формула получилась правильная (а выводят ее вроде бы не так, потому что она одинакова для пирамид с любым основанием, а я вывела для квадратной).

Потом еду и думаю, где же ошиблась. На синус неправильно умножила? Да нет, правильно. Не тот отрезок взяла? Да нет, тот.

Потом поняла. Высота пирамиды получается 3. Я умножила площадь основания 6 на высоту 3 и получила 9!

Да еще написала комментарий "это куб, оказывается!" (в смысле куда пирамида вписана).

Если бы еще 15 минут посидела и подумала - может, и нашла бы ошибку. Но, правда, к тому времени голова стала раскалываться.

А как приятно было бы думать, что можешь получить 100!

На биофаке МГУ решение с арифметической ошибкой не засчитали бы. А тут абитуриенты, сдающие внутренние испытания - самые ценные, они поступают именно сюда, а не в другие вузы, и их будут вытягивать изо всех сил. Так что вот и посмотрим.

Я тут уже постила ссылку, где можно следить за гонкой.

В начале следующей недели математики будут разбирать нашу писанину...

Я спросила berezin-fb, о чем могут говорить такие ошибки в восприятии, в смысле, не схожу ли я с ума. "О тревоге", - говорит.

______
Тем временем пропала, а потом нашлась знакомая девочка-наркоманка. Вот почему то, что вытворяют наркоманы - зрелищно и кинематографично, а интереснейший процесс поиска решения задачи никто в кино показать не может? чтобы это было именно со всеми поворотами мысли? А не "хмурит лоб и нервно ходит из угла в угол, грызя карандаш"?

языки, биология, жизнь, математика, школа

Previous post Next post
Up