Еще неделю назад мне бы и в голову не пришло что-то спрашивать у человека, который производит "текстовый контент". Во-первых, я и сама (иногда) такой человек. Во-вторых, я копирайтеров как класс ненавижу (ничего личного, как говорится) - за халтуру, ошибки и низведение Великого и Могучего до набора символов для нужд SEO (или для заполнения свободных от картинок мест в глянцевых журналах).
Но случайно попался мне в сети вот такой человечек -
копирайтер Наталья Розина. Сначала меня заинтересовала главная страница ее сайта (я там ниже пишу, чем именно), потом стала шастать по ссылкам в соцсетях - и обнаружила, что у нас много общего - близкий возраст, схожая направленность первого образования, стихотворные опыты в анамнезе, родительские заботы - и более того, мне у нее есть чему поучиться! Да и не только мне...
Мы обменялись несколькими письмами. С согласия Натальи, я убрала из нашей переписки то, что не предназначено для чужих глаз, и сделала что-то вроде интервью...
Zewgma:Наталья, Вы врач по образованию. В копирайтинг ушли вынужденно - по семейным обстоятельствам, или просто нашли себя?
Наталья Розина:Я всегда любила писать. И работая врачом в поликлинике, написала две книги. Просто теперь это занятие приносит мне основной доход.
Zewgma: Однако большинство ваших проектов имеют отношение к медицине. "Леовит" так даже премию какую-то выиграл. Но ведь всякому копирайтеру приходится иногда писать о том, в чем он не разбирается профессионально... И как Вы выходите из положения в таких случаях? Как посоветуете вообще справляться с журналистскими ляпами - и заказчикам, и исполнителям?
Наталья Розина: Я по образованию врач, поэтому, конечно, медицина на первом месте. Но я всегда изучаю вопрос, по которому нужно писать. Иногда даже книги покупаю по теме, чтобы лучше понять то, что пишу.
Например, когда я недавно писала статьи для автомагазина, то изучала историю японских автомобильных брендов, чтобы написать нормальные тексты, а не "запчасти оптом и в розницу, покупайте автозапчасти в нашем магазине автозапчастей, все автозапчасти в наличии".
;)
Zewgma: Вы сталкивались со случаями, когда владелец сайта не способен предоставить тот список ключевых слов, который действительно будет работать на привлечение целевой аудитории? Что делаете в таком случае?
Наталья Розина: Очень часто владельцы сайтов толком не понимают, по каким запросам они будут продвигать сайт! В лучшем случае они смутно представляют себе, по каким запросам хотят быть в топе. Обычно заказчикам я прежде всего предлагаю составить
семантическое ядро сайта, а потом уже писать статьи. Это помогает избегать ошибок.
Zewgma:Разделы-подразделы сайтов приходилось создавать / отстаивать свой вариант структуры?
Наталья Розина: Обычно я умею убедить заказчика в том, что все следует сразу делать правильно.
Zewgma: Вы справедливо отмечаете, что копирайтер должен писать без ошибок. А вообще в работе ориентируетесь на грамотную аудиторию? Вот есть такой прием оптимизаторов - прописывать ключевые слова во всех возможных вариантах написания, со всеми возможными ошибками, плюс в другой раскладке. В расчете на то, что запрос может быть какой угодно. Иногда и в текстах встречаешь все варианты написания подряд. Например "Паззлы (пазлы, пузлы, pazl, puzzles) - это такие разрезные картинки"... Ваше отношение к такому сео-копирайтингу?
Наталья Розина: А еще часто пишут "будующие" (кому это в голову пришло!). :)
А вообще ваш вопрос правомерен. Вот только сегодня решала эту проблему. Есть анализ мочи по Нечипоренко. В яндексе где-то 1500 запросов. А "анализ мочи по Ничипоренко" (с ошибкой) - 3000 запросов в месяц. Пишу так, как правильно. Неправильный запрос можно прописать в тегах. Или можно обыграть это в тексте. Я так делала со словами витамин, ветамин, витомин.
Zewgma:Имея большой опыт работы с интернет-проектами, Вы стали редактором бумажного гламурного журнала. В свое время подобный мой опыт не был особенно удачным - слишком большая разница в технологиях, стандартах качества, требованиях по количеству знаков... В журнале совсем не нужны оптимизированные под поисковый запрос тексты, грамотно проставленные тэги и работающие ссылки с альтами. Зато появляются выносы по тексту и прочие специальные вещи. А как прошел подобный переход у Вас?
Наталья Розина:Как
копирайтер я начала работать именно с печатными журналами. Были и рекламные буклеты, и серии рекламных статей, и описания для каталогов. Весь спектр работы я попробовала, включая нейминг.
Но и в интернете, и в печатной версии принцип один и тот же: нужно писать структурированные, последовательные и интересные читателям тексты. Так что одно другому не мешает.
В статьях, которые вы пишете для интернет-сайта, пусть даже и гламурного, работают те же принципы оптимизации - добавьте в текст ключевиков, пропишите картинкам альты и тайтлы, и вашу статью читатели найдут из поиска. Посетителей станет больше, а это нужно любому интернет-проекту. Да и журналисту любому тоже важно, чтобы его статьи читали. Я даже готова преподавать
основы оптимизации текстов тем, кто работает журналистами в интернет-порталах или на информационных сайтах.
А вот для журнала печатного, конечно, никакие ключевики не нужны.
Zewgma: Кстати, вы наполняете сайты через CMS? Как по-Вашему, интернет-копирайтер должен владеть html на начальном уровне, или это не обязательно? А может быть, Вы на самом деле умеете еще больше?
Наталья Розина:Начала html я знаю. Несложную правку кода могу сделать. Думаю, что человек, работающий в интернете, должен какие-то азы изучать постоянно и внедрять их в свою работу. Это ведь не только полезно - это еще и интересно!
Zewgma: Вы сказали, что имеете опыт составления кратких рекламных описаний для каталогов. Для интернета тоже? Какие особенности сможете ответить?
Наталья Розина:Наполнение инернет-каталогов - это не слишком
востребованная услуга. Дело в том, что владельцы интернет-магазинов
пока не думают о том, что каждое описание должно быть уникальным, не
таким как в других интернет-магазинах. Просто копируют друг у друга
или берут из бумажных каталогов.
Zewgma:А, ну если говорить об описаниях товаров интернет-магазинов, то я еще шесть лет назад сочиняла такие описания для одного владельца интернет-магазина, он и учил меня основам оптимизации. А менее удачливаые конкуренты. они да, копировали мои описания :) Но с современными интернет-магазинами ситуация больше напоминает игру на бирже. Масса похожих как близнецы магазинов с одними и теми же товарами, но есть различия в цене, удобстве доставки, в том наконец, висит твое объявление в яндекс-директе или деньги кончились... Что ж, и такой вид конкуренции имеет право на существование!
Наталья Розина: Что-то сказать тут мне трудно, наверное, только то, что, занимаясь рекламными текстами, нужно быть честным с самим собой и с будущими читателями. Реклама, которая не врет - лучше воспринимается и более эффективна, на мой взгляд.
Zewgma: Вы хорошо прослеживаетесь по социальным сетям, даже и шпионить не надо - все ссылки в одном месте. Не боитесь?
Наталья Розина:А чего мне бояться? Нет, не боюсь.
Zewgma: Посмотрела Вашу страничку на "Твиттере". Твиттер для меня остается непонятным явлением. Кто там что кому пишет? Кто это читает? Скажите, есть смысл заводить Твиттер? Это раз, и два - иногда я покупаю ссылки на Твиттере, есть от них толк для продвижения?
Наталья Розина: Я в Твиттер складываю ссылки на самые интересные свои посты. И там у меня есть читатели. А чем больше читателей, тем лучше. Многие рейтинги сайтов уже учитывают твитты. Яндекс индексирует Твиттер, а значит, если размещать там ссылки - странички индексируются быстрее. Не могу сказать, что я активно пользуюсь Твиттером, но пользуюсь.
Zewgma: Вы автор хороших стихов, которые даже в литературных журналах публиковались. По-моему, и песен тоже, да? И в поэзии, и в копирайтинге, конечно, главное условие - уметь выражать свои мысли словами. Но и различий много - от копирайтера требуется информативность и оптимизированность текстов (хотя меня вот на вашем сайте зацепила именно эмоциональность и яркая индивидуальность, когда еще не видела никаких стихов). Кому, по-Вашему, проще стать хорошим копирайтером, поэту или не поэту?
Наталья Розина: Не знаю. Копирайтер должен уметь собирать, анализировать, компилировать информацию и излагать ее понятно. От поэта понятности никто не требует. Поэзия - чистая эмоция - может быть и непонятной. Но при этом и рекламная статья, написанная с эмоцией - больше цепляет, чем неэмоциональная. Так что, наверное, копирайтеру неплохо в душе быть поэтом.
Zewgma:А сейчас стихи пишете, или времени не хватает (вариант - строй мыслей уже не тот)? Могли бы писать стихотворную рекламу, или все-таки Вы чистый лирик?
Наталья Розина:Сейчас почти не пишу. ;) "Так соловей поет в полночный час весной, но флейту забывает летом. И я умолк, подобно соловью..." Стихи я писала в основном о любви, и тут я, конечно, чистый лирик. Сейчас я "соловей летний" и стихов лирических не пишу. Но мы часто с мужем и детьми дурачимся и сочиняем стихи (песни) на ходу. Это такие стихи из серии "что вижу - то пою". Никогда не записываем - это просто развлечение, в дороге, например. Так что рекламу в стихах я бы написала, был бы заказчик.
Zewgma:Вот Вы пишете, что рады, когда у Вас воруют тексты, потому что так Ваши идеи расходятся по Интернету. Ремесленник, тупо зарабатывающий деньги с помощью роботов-блогописцев и генераторов текста, так бы ни за что не сказал - тут еще нужна и гражданская (или профессиональная) позиция! А какие из своих идей Вы бы больше всего хотели внедрить в умы массовой аудитории?
Наталья Розина Таких идей много. Но основные, наверное такие:
1. Заниматься нужно тем, что ты любишь. Когда в голове только цифры заработка - это не то занятие, которому стоит посвящать жизнь. Поэтому нужно искать что-то по настоящему увлекательное лично для себя.
2. Дети - это самое лучшее, что бывает с нами! У меня их четверо! Нет своих - берите приемных!
3. Не занимайтесь самолечением! Конечно, современная медицина далека от идеала, но она существует и успешно справляется с болезнями, если вы будете сотрудничать с ней, а не противоборстовать ей.
4. Ваше здоровье зависит от вас, поэтому начните с того, чтобы хотя бы питаться правильно. Вы есть то, что вы едите. Если вы пьете химикаты с красителями и закусываете это красителями с химикатами, то долго вы не протянете! И медицина здесь бессильна!
Zewgma: Понравилась Ваша
фотография с фонарями. Как это у Вас так получилось? Не собираетесь становиться копирайтером, бильдредактором и фотографом в одном лице?
Наталья РозинаЭто фотография на самом деле не моя, а моего мужа. Он фотограф. Просто ему было некогда, поэтому на конкурс фотку отправила я. Я люблю фотографировать, но еще больше люблю оформлять фотографии. Это у меня такое хобби - называется
скрапбукинг.
Zewgma: Наталья, Вы многодетная мать, работаете фулл-тайм и при этом еще ведете более десятка проектов. Как Вы все успеваете? Я вот тут всего один проект, который помимо основной работы, никак до ума довести не могу. Мне в идеале нужно, чтоб несколько дней никто не дергал, и чтоб никакой хозяйственной или денежной заботы не висело, тогда я успею совершить что-то масштабное, пятиминутных перерывов хватает только на ЖЖ. А у вас вон сколько, с десяток сайтов. Может быть, у Вас какой-то рационализаторский подход к частоте обновлений? Или к воспитанию детей?
Наталья Розина: Есть замечательное словосочетание:
тайм-менеджмент. ведите список дел, распределяйте время так, чтобы оставалось на отдых и общение. Кстати - большая семья помогает экономить время, а не отнмает его.
Можно распределить обязанности на несколько человек. Ведь по сути, домашних дел не прибавляется с ростом численности семьи. Их количество (стирка, уборка, готовка, магазины) остается тем же самым. А вот помощников становится больше. Когда ребенок один - он привязан к тебе 100% времени.
Когда детей нет - партнеры привязаны к друг другу - 100% времени. Он за компом работает - она обижается. А когда детей много - все постоянно с кем-то заняты. То играют, то читают, то музицируют, то еще что-то делают. В итоге у каждого члена семьи времени становится БОЛЬШЕ, а не меньше. Если еще проще, бытовым языком объяснять, то, когда мы с мужем вдвоем - посуду моем по очереди, а с детьми эта очередь становится длиннее. И мыть нужно уже не ежедневно, а раз в три дня. В большой семье жизнь упрощается, а не усложняется.
Дети - это огромный стимул к развитию. Я не могу позволить себе распускаться или стареть - они же смотрят на меня! Если я хочу, чтобы они учились - я должна сама постоянно чему-то учиться. А это наполняет жизнь, делает ее интереснее.
Наверное, с сайтами так же. Когда он один - от него можно утомиться, а так - смена деятельности постоянная и не скучно.
На этом месте должны стоять разные вежливые слова. Надеюсь, вам было интересно!