Оригинал взят у
vg_saveliev в
"Анонимные алкоголики" в России не прижились. Несмотря на то, что пьянство - большая российская проблема.
Несмотря на то, что одних официально зарегистрированных алкоголиков у нас - 3,5-4 млн человек.
Несмотря на то, что российское общественность периодически бьет в набат, а власти откликаются очередными порциями мер против спиртного. Например, признаю наконец алкогольным напитком пиво или ограничивают время продажи спиртного в магазинах.
Несмотря на довольно острую ситуацию с алкоголем и алкоголизмом, люди избегают "Анонимных алкоголиков" и их российских аналогов. Можно сказать, что американский опыт на российской почве не прижился.
"Анонимные алкоголики"
Обычно считается, что "АА" появились в СССР благодаря деятельности нью-йоркского священника Епископальной церкви Дж.У. Кэнти. С началом антиалкогольной кампании Михаила Горбачева он приехал в страну, стал знакомить советских чиновников и врачей с литературой "АА" и организовал их поездку в США.
Кэнти пытался добиться от Министерства культуры постановки балета об алкоголизме. В Большом театре, естественно.
В 1987 году именно он, видимо, организовал первые собрания "АА" в СССР. К 1994 было 58 групп.
Дополнительный импульс движению в конце 80-х придал топ-менеджер американской табачной компании и член "АА" Лу Бентл.
Он был так ошеломлен советскими способами борьба с алкоголизмом, что создал организацию, которая привезла российских алкоголиков, в том числе несколько рок-звезд, в Америку. В 18996 году Бентл и Зубков открыли "Дом надежды".
Однако движение "Анонимных алкоголиков" в России провалилось.
Пьянство - хорошо, последствия пьянства - плохо
Специалисты находят, что в России понимают алкоголизм совсем не так, как в Америке.
И вот тут - внимание!!!
Проблема пьянства для россиян - не само употребление алкоголя, а то, что происходит после него!
Само пьянство считается нормальным!
«Люди думают, что алкоголизм - это если человек лишился крыши над головой и лежит в канаве. Вот тогда он алкоголик. А то, что можно быть более или менее успешным - и при этом алкоголиком, они не осознают».
При этом даже к тем, кто полностью разрушает свою жизнь пьянством, в России принято относиться с пониманием и сочувствием.
Россияне лечатся от злоупотребления алкоголем, да. Однако это происходит, когда кто-то пытается «завязать» после запоя.
Обычно человек в таком случае идет к врачу, где проходит детоксикацию и так называемое «кодирование» - гипноз, убеждающий, что пациент больше не сможет пить.
Кроме того, есть лекарства - например, «Антабус», - которые вызывают головную боль и тошноту, если пациент выпьет. Еще недавно российские врачи намного чаще вшивали алкоголикам под кожу капсулы (их называли «торпедами») с подобными веществами, чем направляли их к "АА".
Философия здравого смысла
Другое препятствие - философская несообразность, заложенная для российского человека в самой идее "АА". Наши не верят, что один пьяница может помочь другому!
Трезвость через взаимную поддержку пьяниц россиянам не понятна в принципе. Мысль, что пьяные люди могут собираться вместе, и это остановит их от употребления спиртного, кажется глупой.
Антиамериканизм
Поскольку нет веры в целительность и пользу таких собраний, вступает в действие известный российский параноидальный антиамериканизм.
Люди с недоверием начинают спрашивать о том, чего американцы хотят добиться такими собраниями. Им кажется, что они преследуют совершенно другую цель - оказать американское/западное влияние, втянуть их в свою веру, заработать на них деньги и т.д.
В Воронеже некоторые алкоголики, когда им говорили, что есть такое американское движение "АА", полагали, что это секта, где их обманут и заставят работать в похожем на тюрьму поселении.
Закрытость перед чужими
Наконец, существует еще одна фундаментальная проблема.
Метод "АА" опирается на доверие к незнакомым людям и требует открывать им самые постыдные секреты.
У нас так не принято. Россияне не хотят говорить о своих проблемах и тяжелых событиях свой личной жизни.
Стыдно и опасно
И все это венчает все та же общая проблема: в России принято пить, но не признавать свои проблемы с алкоголем. Признать, что ты пьешь не потому что пьют все, а потому, что ты алкоголик, в России стыдно.
А в анонимность у нас никто не верит. Совсем.
Но активисты не бросают это дело.
Они надеются, что новая, посттоталитарная Россия еще слишком молода.
Постсоветская культура еще только формируется, и можно надеяться на изменение отношения к алкоголизму и способам борьбы с ним.
Но пока русские продолжают пить и не очень интересуются американским методом взаимопомощи на собраниях "Анонимных алкоголиков".