Имена седьмого царя израильского Ахава и его жены Иезавели встречаются довольно часто и в третьей и в четвертой книге Царств. Ну, во-первых, они были самой нечестивой парочкой на царстве, при них еврейской религии грозило чуть не исчезновение (помним, что на её защиту пришлось стать пророку Илии), а во-вторых, они наоставляли после себя таких же нечестивых потомков, причем в обоих царствах! Ибо дочь Ахава и Иезавели, печально известная Гофолия, вышла замуж за иудейского царя Иорама. Таким образом, сын Гофолии и Иорама Охозия является внуком Иезавели и Ахава. При том, что их сына, восьмого царя Израиля, тоже звали, как помним, Охозия (это тот, что с балкона упал). В общем, как ни крути, приходится посвящать Иезавели отдельный пост...
Иезавель была финикиянкой, а её отец был жрецом Ваала и Астарты. Понятное дело, Иезавель принесла с собой в израильское царство свою веру. А женщиной она была фанатичной, деспотичной и напористой. Поэтому за внедрение своей веры она принялась довольно рьяно. Муж её, царь Ахав, был человеком слабым и находился полностью под влиянием жены. Иезавель построила в Самарии храм и жертвенник Ваалу, а также завела дубраву для оргий в честь Астарты. (Под "дубравой" понимаются "дубы" или "столбы" Астарты, т.е. деревья с вырезанными на них изображениями этого женского божества, супруги Ваала). При дворе был заведён огромный штат служителей нового культа. Иезавель вовсю занималась и истреблением пророков Господа. Её имя на многие века стало нарицательным для порочных женщин - тщеславных, жестоких и властолюбивых.
Джон Байем Листон Шоу "Иезавель", 1896 г.
Художественная галерея и музей Рассела Коутса, Борнмут, Великобритания
Как-то "укоротить" Иезавель взялся пророк Илия. Он предрекает Израилю засуху, если его народ не откажется от языческой религии, а также публично разоблачает на горе Кармил лжепророков Ваала. Иезавель впала от этого в ярость и поклялась убить Илию. Пророку пришлось спасаться от жестокой царицы в пустыне.
Жестокость и хитрость Иезавели особенно проявилась в деле о винограднике Навуфея, одного израильского крестьянина, у которого был виноградник рядом с дворцом царя Ахава. И очень Ахав возжелал эти земли себе, чтобы объединить со своим садом. Он предложил Навуфею продать ему виноградник, но тот отказался, так как это была земля его предков.
Томас Мэтьюз Рук "Навуфей отказывает Ахаву", 1879 г.
Художественная галерея и музей Рассела Коутса, Борнмут, Великобритания
Этот отказ очень опечалил Ахава и он пожаловался на Навуфея своей жене. Иезавель взяла дело в свои руки и затеяла жестокую аферу. По закону имущество всех, поднявшихся против власти, подлежало конфискации и передаче в собственность царя. Поэтому Иезавель возвела на Навуфея клевету, будто он хулил царя (а также Бога), разослала письма об этом, запечатанные печатью Ахава, организовала показательный суд над Навуфеем и наняла несколько человек для дачи ложных показаний. Несчастный Навуфей был осужден и побит камнями. Ахав вступил во владениями виноградниками. Тут к нему и пришел Илия со своей знаменитой фразой: "ты убил, и ещё вступаешь в наследство?" (3 Цар. 21:19) Затем пророк изрек страшный приговор над всем домом Ахава, который должен погибнуть, а нечестивую Иезавель съедят псы за стенами Изрееля.
Пророчество Илии исполнилось много лет спустя, когда Ахав уже умер, а у власти стоял сын Иезавели Иорам. Во время восстания Иорама убил его военачальник Ииуй. После этого Ииуй прибыл в Изреель, где все приветствовали его как царя. Ожидая победителя, Иезавель облачилась в царские одежды, накрасилась и надела драгоценности и из окна стала насмехаться над ним. По приказу Ииуя его слуги сбросили Иезавель на землю. Она была растоптана всадниками и растерзана собаками.
Гюстав Доре "Смерть Иезавели", 1866 г.
гравюра по дереву
Клаудио Ридольфи "Царица Иезавель, брошенная собакам", около 1640
Старая Пинакотека, Мюнхен