1 книга Царств или так называемая книга Самуила (так как считается, что пророк Самуил писал часть этой книги) описывает переход от власти судей до объединенной нации под правлением царей. Самуил (c евр. "услышанный Господом") был последним судьей, и он помазал первых двух царей - Саула и Давида. Собственно, эти три героя и являются главными действующими лицами Первой книги Царств. Изначально книги 1 и 2 Царств были одной книгой. Переводчики Септуагинты разделили их, и в таком виде они дошли до нас. События 1 Царств охватывают около 100 лет, от приблизительно 1100 г. до 1000 г. до н.э. События 2 Царств покрывают еще 40 лет.
Книга начинается чудесным рождением Самуила в ответ на искреннюю молитву его матери Анны, которая много лет была бездетна. Будучи ребенком, Самуил жил и служил при Скинии у священника Илии. Там Самуил услышал голос Бога, Который сообщил о грядущем наказании дому Илия. Мальчик побоялся рассказать об этом первосвященнику, однако тот настоял на рассказе о содержании пророчества и со смирением принял весть о грядущих событиях.
Джон Синглтон Копли "Самуил и Илий" (1780)
Художественный музей Уодсворт Атенеум, (Хартфорд, Коннектикут, США)
Илий считался судьей Израиля, но был не в состоянии сплотить колена. Его надежды сохранить наследственное звание судьи за своим родом не оправдались. Сыновья Илия еще при его жизни приобрели репутацию алчных и распущенных людей. Нужен был настоящий вождь, который смог бы духовно возродить народ и вдохнуть в него силы для сопротивления филистимлянам, которые обнаглели до того, что захватили величайшую святыню израильтян - Ковчег Завета. Потом, правда, сами его и вернули, так как они были наказаны мучительным воспалением и опухолями геморроидального характера.
Самуил призывает Израиль к покаянию, а затем к победе над филистимлянами. Началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно содействовали основанные Самуилом «пророческие сонмы» или «пророческие школы» - своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и бороться с язычеством.
Но тут Израиль откалывает очередное коленце - люди начинают требовать себе царя, чтобы быть похожими на другие народы. Самуил не был доволен таким требованием, но Господь сказал ему, что они отвергают лидерство не Самуила, а Его Самого. Самуил предупреждает людей, что наличие царя не сулит им ничего хорошего, но израильтяне продолжают настаивать на своем. Тогда Самуил помазал на царство вениамитянина по имени Саул (букв. «одолженный [у Бога]»).
Первое время своего царствования Саул поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. В боях Саулу помогает его сын Ионафан - человек благородной души, отважный и верный. И вот Саул решил, что может обойтись без Самуила. Однажды перед сражением с филистимлянами не дождавшись Самуила, Саул собственноручно принес жертву Господу . Самуил сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. Впрочем, все это не вразумило Саула, более того, он допускает еще одну «промашку». Самуил возвещает Саулу о необходимости поразить Амалика, город его и народ его. При этом Самуил оговаривает и подробности: «Истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».(1Цар 15:3) Но Саул был прагматичен и истребил только всякую мелочь, остальное же взял, как объяснял потом, для принесения в жертву Господу. Так же Саул оставил в живых плененного им Агага, царя Амаликитского. Самуил очень вознегодовал, что приказы его и Господа не выполняются должным образом, затем лично умертвил пленника Агага, ни много ни мало разрубив его, провозгласил, что теперь Саул отвергнут Господом и удалился. Больше Саул и Самуил не виделись. И хотя после этого Саул правил ещё 15 лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени им овладел злой дух и доводил его до безумия. Но всё равно Саул не был запятнан ни греховностью, ни лукавством; он как бы олицетворял бесхитростную деревенскую аристократию с её честностью и прямотой.
Самуил отправился в Вифлеем, чтобы тайно помазать юношу по имени Давид в качестве следующего царя. Давид стал служить в свите Саула, женился на его дочери и дружил с его сыном Ионафаном. Но Саул в своем безумии постоянно пытался убить его. Давид же с небесной помощью постоянно ускользал от кровожадного Саула. Ближе к концу книги, когда пророк Самуил умирает, Саул полностью теряет над собой контроль. Накануне очередного боя с филистимлянами испуганный Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, но Бог не отвечал ему. Тогда Саул обратился за советом к волшебнице. Причем он нашёл эту предсказательницу с большим трудом, поскольку до этого сам приказал изгнать всех колдунов из своего царства. Во время сеанса дух Самуила восстал из мертвых, чтобы дать последнее пророчество: Саул погибнет в бою на следующий день. Пророчество исполнилось: три сына Саула, в том числе и Ионафан, пали в бою, и Саул окончил жизнь самоубийством (окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, он бросился на свой меч).
Дмитрий Мартынов «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» (1857)
Ульяновский художественный музей
История Аэндорской волшебницы в иудейском и христианском богословии получила многочисленные толкования в контексте вопроса существования душ после смерти и спора о том, кто на самом деле явился по зову колдуньи - действительный дух пророка, демон или же это было шарлатанством. У сторонников веры в реальность колдовства эта история была библейским доказательством их мнения.
Николай Ге "Саул у Аэндорской волшебницы" (1856)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург