Кубок созвучий

Feb 27, 2024 23:10

Моей первой выставкой этого года стал "Кубок созвучий" амазонки русского авангарда Ольги Розановой (1886-1918). Я очень люблю русский авангард, а дополнительным привлечением на выставку было место её размещения - культурное пространство ГЭС-2, которое меня давно интересует - прекрасное историческое здание 1907 года, одна из старейших электростанций Москвы (ГЭС - это городская электростанция, а не гидро, как я подумала вначале), просуществовавшая сто лет и закрытая в 2006 году. После реконструкции здесь в декабре 2021 года открыли ДК.
Я уже даже к "какашке" привыкла, которая на набережной стоит, - "Большая глина № 4" швейцарца Урса Фишера.




А вот так здание выглядело в 1913 году



Внутри довольно симпатично - много пространства, светло и уютно. Есть несколько кафешек, книжный магазин, а на минус первом этаже - столовка. Там даже без всякой выставки приятно просто походить.



Выставка порадовала - и картинами, и их грамотным размещением. Наконец-то нормально выставлен свет, никаких бликов в витринах и т.п. А то в последнее время действует на нервы освещение картин - иногда даже сами рамы отбрасывают жуткие тени на полотно. И такое встречается в солидных музеях типа Третьяковки, просто позорище какое-то! На ГЭС-2 с этим никаких проблем.

Я сразу побежала к главной, программной картине Ольги Розановой "Зеленая полоса", 1917 г. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»



«Зеленую полосу» сравнивают с «Черным квадратом» Малевича. И хотя "квадрат" в разы известней и популярней, "полоса" Розановой мне понравилась больше. Эта картина переливается, вибрирует, она как будто живая (фото этого всего, увы, не передает). Такой стиль живописи Ольга Розанова назвала цветописью. Внимание к цвету - это главное отличие беспредметных композиций Розановой от полотен Малевича и других супрематистов. Сама она писала о том, что «беспредметное искусство рождено любовью к цвету».
«Зеленую полосу» удачно разместили на большой белой стене в глубине просторного зала. Там больше ничего нет - только эта волшебная картина.



Остальные картины Розановой разделены на четыре раздела, которые называются строчками из её стихов: «Хрустящий в волосах колышется бант», «Черные тумбы оцепенения», «Хрусталь неба в воздетом пространстве», «Гиенно».
Первый раздел посвящен ранним работам, когда Ольга увлекалась фовизмом, неопримитивизмом и неоимпрессионизмом. Она приехала в Москву из Владимирской губернии учиться живописи в 1905 году, в 1911 году примкнула к художественному объединению "Союз молодёжи", где сконцентрировался будущий цвет русского авангарда.
"Натюрморт", 1912-1913. Саратовский государственный художественный музей им. Радищева



Центральная картина этого раздела - «Портрет сестры Анны Владимировны Розановой», 1912 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств



Современное художественное объединение «Малышки 18:22» из Томска попытались вступить в некий диалог с «Портретом сестры» и создали для выставки инсталляцию «Парадный портрет принцессы», а я не преминула поучаствовать))))



Симпатичный фовизм
"Голубая ваза с цветами", 1912-1913. Государственный Русский Музей



Отдельно выделен закуток с циклом "Игральные карты". Устроителям выставки не удалось, конечно, собрать всю колоду, но хорошо, что хоть что-то сумели найти.
В центре композиции картина "Четыре туза. Одновременное изображение", 1913-1914. Государственный Русский Музей



Вроде бы Розанова изобразила на картах своих современников. Вот пиковая дама вполне себе Наталья Гончарова, м?:))
"Пиковая дама", 1913-1915. Ульяновский областной художественный музей



Во втором разделе выставки Черные тумбы оцепенения представлены работы в стиле кубофутуризма.
"Метроном", 1914 г. Третьяковская галерея



Для "Союза молодежи" Розанова в 1913 году пишет манифест, который провозглашает наивысшей и безоговорочной ценностью обновление искусства.
"На улице (Театр "Модерн"), 1915 г. Слободской музейно-выставочный центр, Кировская область



В некоторых картинах Ольга использует газетные вырезки, куски обоев и т.п.
"Пивная", 1914 г. Костромской музей-заповедник



В этом же разделе выставки можно увидеть работы последовательниц Розановой - художниц «Лианозовской группы» (конец 1950-х-середина 1970-х).
Картина Лидии Мастерковой "Композиция с черным кружевом", 1967 г. Музей AZ, Москва, как будто распавшийся на составляющие "Черный квадрат", причем его некая фем-версия)))



В 1917 году Розанова входит в группу Казимира Малевича «Супремус» и создаёт множество беспредметных композиций, предвосхитивших цветовые эксперименты Марка Ротко и Барнетта Ньюмена.
"Цветовая композиция", 1918 г. Тюменское музейно-просветительское объединение



На переднем плане работа Изы Генцкен "Красно-чёрно-жёлтый эллипсоид", 1981 г. Коллекция фонда V-A-C, Москва



Отдельная витрина посвящена книжным иллюстрациям, над которыми Ольга Розанова работала вместе с Алексеем Крученых с 1913 года и до своей смерти в 1918 году. (Ольга умерла в 32 года от дифтерии).



Техника коллажа, в которой оформлена книга «Война», впоследствии во многом повлияла на фотоискусство и творчество Александра Родченко.
Обложка и иллюстрация к книге Алексея Кручёных «Война», 1916 г. Бумага, коллаж, линогравюра. Государственный музей В.В. Маяковского



Вот такая классная выставка, которая продлится до 17 марта.
Кстати, там были еще парочка современных выставок, в которые плавно перетекала экспозиция Розановой, но на меня они особого впечатления не произвели.



Всё думала, что за серые шторы развесили, зачем? Зоны как-то разделить, что ли? А это оказалась инсталляция Анны Кондратьевой "Ускользающая красота", 2023...



Буду теперь следить за этим интересным выставочным пространством.


выставка, Москау

Previous post Next post
Up