Как Гейнсборо впервые в Москве побывал

Mar 01, 2020 22:47

Я успела на выставку Гейнсборо в предпоследний день. Ну никак не могла пропустить это событие. Во-первых, еще на первом курсе я купила себе альбом про английскую живопись, из которой сильно полюбила Хогарта и Гейнсборо. Вообще я люблю всякое английское и особенно викторианское, но и георгианское тоже сойдет;) Во-вторых, это первая выставка Гейнсборо в России, картины привезли из 11 британских музеев, 80 % экспозиции из самого дома-музея Гейнсборо. Читала у кого-то в жж, что данной выставкой мы обязаны тому обстоятельству, что дом-музей закрылся на длительную реставрацию, а чтобы картины не лежали без толку, их отправили в турне. Кстати, единственную находящуюся в России картину Гейнсборо "Дама в голубом" Эрмитаж зажал и в Москву не пустил. Видимо, от зависти, что в Питер эта выставка не приедет...
Итак, Томас Гейнсборо (1727-1788) считается чуть ли не самым главным английским художником 18 столетия, ну портретистом так уж точно! Он писал портреты всяких знатных и известных англичан, сам же был происхождения не знатного - девятый ребенок в семье торговца сукном, к тому же обанкротившегося... В 19 лет Гейнсборо женился на внебрачной дочери герцога Бофора. Это, возможно, поспособствовало тому, что художник влился в высший свет. Изначально он рисовал пейзажи, но жанр этот был тогда не в чести, а семью содержать надо, так что Гейнсборо перешел на портреты, за которые неплохо платили.

"Незаконченный автопортрет", ок. 1787 года, Королевская академия художеств, Лондон





Но настоящей его любовью так и остались пейзажи, поэтому он перенес героев своих портретов на природу, что было оригинально и свежо.

"Портрет джентльмена с собакой в лесу", 1746 г., Дом-музей Гейнсборо, Садбери



Вот еще какие милые джентльмены, весело тусуются на природе:))



Это всё из раннего, когда художнику было около двадцати. Данный раздел выставки представлен с правой стороны лестничной галереи. Мне было очень неудобно осматривать картины на этой галерее - мало того, что народу много, еще и отступить некуда. В общем, узко мне, узко!



Вторая часть экспозиции посвящена солидным парадным портретам и располагается уже в большом зале, где обзор картин устроен с удобством. Несмотря на академически скучный жанр парадного портрета, у Гейнсборо тут много интересного. Живопись его легка и рококошна, да и психологию героев художник улавливал не хуже нашего Репина))

"Портрет Лэмба Барри", ок. 1758 г., Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк



Видно, что клиенты Гейнсборо люди солидные. И при этом очень модные! Настолько, что когда через несколько лет их прически или наряды, в которых они были запечатлены на картинах, выходили из моды, художника просили переписать гардеробчик)) Вот на этом портрете дама изначально была в свадебном платье. А потом родился ребенок, его решили дорисовать, и свадебный невинный наряд стал смотреться неуместно...

"Портрет семьи Джорджа Байяма", 1762-1766 годы, Музей Холборн, Лондон



Практика дорисовывать родившихся детишек на семейных портретах была весьма распространена - дешевле добавить, чем писать новую картину. Вот тут дописаны сразу два ребеночка, эти чудесные создания в девчачьих одеждах мальчики, кстати! Картину я созерцала с легкой грустью, так как еще до выставки прочла, что милая дама на портрете скончалась в весьма молодом возрасте и видела своих детей только младенцами...

"Портрет миссис Элизабет Муди с двумя сыновьями, Самуэлем и Томасом", 1779-1785 годы, Картинная галерея Далич, Лондон



Долго стояла я перед этой картиной и грустила. От грусти меня отвлекли расчудесные собачки, возле которых толпилось больше всего народу в этом зале. Самый привлекательный селфи объект данной выставки, по-видимому:)) Собачки эти принадлежали другу Гейнсборо музыканту Карлу Фридриху Абелю. Он учил художника играть на виоле да гамба, а Гейнсборо в качестве оплаты написал парадный портрет его собак:)

"Померанский шпиц и щенок", 1777 г., Британская галерея Тейт, Лондон



Сам Гейнсборо тоже был одаренным музыкантом-любителем и хорошо знал многих известных британских композиторов и музыкантов. Некоторых он запечатлел на своих полотнах.

"Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж", 1778 г., Музей Холбурн, Бат



Причем музыку Гейнсборо любил даже больше живописи. Он играл практически на всех музыкальных инструментах, какие только существовали в Англии 18 века - от цитры до виолы да гамба (прообраза современной виолончели). Переезжая в новый город, Гейнсборо тут же вступал в местное музыкальное сообщество. Он мог исполнить на слух любую мелодию на гитаре, скрипке, клавесине или флейте. А также на гобое, фаготе, арфе и лютне.
«Меня тошнит от портретов», - жаловался Гейнсборо и тут же прибавлял себе в утешение: «Зато у меня есть пять виол да гамба!»

Фрагмент картины "Портрет Карла Фридриха Абеля", ок. 1765 г., Национальная портретная галерея, Лондон



Еще в этом зале мне понравился портрет Самюэля Линли. Очаровательная смесь чего-то байроновского и вертеровского!)



А вот пейзажи на меня как-то особого впечатления не произвели... Так уж они переромантизированы, что не понять, что это холодная Англия, скорей Италия какая-то...
Всю выставку я обошла дважды, а на стену с пейзажами мне хватило и одного раза...



Всего парочка картин этого жанра понравилось, так что я очень довольна, что Гейнсборо пришлось заниматься именно портретной живописью;)))

"Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками", ок. 1780-1781 годов, Коллекция национального фонда, аббатство Энглси



Меня больше впечатлили его эксперименты! И из всех пейзажей понравились выполненные не маслом, а свинцовым карандашом. Гейнсборо постоянно усложнял технику, пытаясь добиться более совершенного изображения, обращался к мелу, свинцовым белилам и размывке тушью, создавая светотеневую моделировку.

"Холмистый пейзаж с пастухом, овцами и коровами", 1783 г., Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк



Впечатляют его пейзажи маслом на стекле! И так и эдак я пыталась поймать нужный ракурс, но нет, не передает фото магию цвета и света... А это просто Куинджи какой-то, точнее за сто лет до Куинджи! Очень круто!!!



Такие пейзажи на стекле Гейнсборо выполнял для декораций концертов своих друзей-музыкантов. Часто они были сделаны в виде слайдов!!! Эти стеклянные шедевры чуть не впервые вывезены за территорию Англии, и я очень довольна, что повидала их.

"Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами", ок. 1781-1782 годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон



Также на выставку привезли много графики, но повесили её всю скопом практически на одну стену, а подписи к картинам сделали где-то внизу в районе коленей. Ужас, как не удобно. И не смутил никого тот факт, что сам Гейнсборо однажды рассорился с Королевской академией искусств из-за того, что те плохо развесили его картины... Не знаю, что делал бы бедный художник в наше время, - мало того, что картины развешивают плохо, еще и освещение жуткое даже в самых солидных музеях...



Гейнсборо был также блестящий гравер. Мимо его гравюры "Цыгане" я пройти, конечно, не могла;)



Поближе сам табор с элементами моего селфи:))



Привлекает необычный для творчества Гейнсборо портрет его маленькой дочери Маргарет в образе крестьянки, собирающей колоски, конца 1750-х. Что за головной убор у нее, я так и не поняла, сколько ни разглядывала...



А рядом на стене висит изображение Маргарет уже 25-летней девушкой. Посмотрите, какая симпатичная двойная обманка - рама в раме, и на эту нарисованную раму накинута разоблачающая драпировка. Не сразу заметный, но прелестный тромплёй!



Еще одна любопытная парочка - изначально это был один портрет мальчика и девочки. Зачем картину позже разрезали - никто не знает...



А возле этого портрета "Питминстерского мальчика" (вероятно, это племянник художника, его ассистент и ученик) очень долго стояла девушка с синдромом Дауна. Интересно, что она в нем увидела, я уже до конца галереи дошла, оглянусь, а она всё стоит и стоит...



В общем, отличная выставка. Заканчиваю свой обзор двумя парадными портретами, очень уж они художнику удавались. В отличии от своего современника и немного конкурента Джошуа Рейнолдса Гейнсборо изображал живых людей, особо никого не приукрашивая. Вот, женщине на портрете всего 36 лет...

"Портрет Гертруды, леди Алстон", 1767 г., Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк



А этот портрет так понравился заказчику, что в своем завещании он распорядился передать его своей жене, с которой расстался за 4 года до этого. Смотри, мол, и сожалей, какого красавчика упустила!
И пусть сожалеют все те, кто упустил возможность и не посетил отличную выставку Томаса Гейнсборо в Москве!;))

"Портрет Томаса Хибберта", 1785 г., Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк


выставка

Previous post Next post
Up