В Москве в апреле и мае проходят дни культурного и исторического наследия. В это время можно попасть на всякие закрытые для посетителей в обычные дни объекты - усадьбы, дворцы, дома и прочее. Немного бесит, что некоторые культурные объекты можно посетить только раз в год, да и то на сайте такая регистрация на событие, что пройти её практически невозможно - в 9.00 открылась, в 9.01 уже нет мест... И можно выбрать только какие-то два мероприятия, не больше...
В итоге мне удалось-таки зарегиться в два места: усадьба Узкое, где засела Академия наук и никого не пускает и музей Н.Е. Жуковского - туда пускают, но только с экскурсионной группой 10-15 человек, предварительная запись и все дела. Как присоединиться к такой группе в обычные дни - не ясно, а в дни культурного наследия она набирается на регистрации на событие за 30 секунд:)) Музей Жуковского мы посетили вчера: это уютное, прекрасное местечко и почти 3-х часовая экскурсия директора музея оставили самые чудесные впечатления!
Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского находится в Лефортово в старинном особняке конца 18 века. Здание располагается в глубине двора и увидеть его за забором с улицы не просто.
Недалеко от входа можно лицезреть бронзовый бюст Жуковского (1958 года) с его цитатой на постаменте: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». И Николай Егорович, по праву названный Лениным отцом русской авиации, воплотил свое высказывание в жизнь! Сам он - человек довольно неуклюжий, рассеянный, боявшийся с детства высоты и никогда не выходивший на балкон даже на втором этаже, разработал главные идеи авиационной науки!
Музей был создан к 100-летию Жуковского в 1947 году. Профессор работал в этом здании, в 1915 году открыл тут теоретические курсы авиации, а после революции в 1918 году под руководством Жуковского тут начал свою работу Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Музей мне очень понравился своей атмосферой - прекрасные советские стенды и витрины, так приятно оказаться в залах без всей этой новомодной интерактивной фигни:)) Да и интерьеры хороши тож: директор музея рассказал, что портрет Жуковского, к примеру, до сих пор так и висит на том же месте, где и висел еще при его жизни. Вся эта атмосфера чувствуется.
Старые печи и камины - моя любовь!)
Ломоносова без парика не признать))
Как я уже говорила, экскурсия по музею была очень увлекательной. Группа наша совсем небольшая - 16 человек, поэтому можно было комфортно слушать, смотреть и фотографировать. Экспозиция располагается в 6 залах, в которых можно проследить всю историю отечественной авиации - от первых попыток человека подняться в небо и расчетов на бумаге до всех моделей самолетов: от деревянных начала 20 века до утонченных современных. А первые 2 зала полностью посвящены жизни и работам Жуковского.
Жуковский ученый уникальный. Казалось, он как-то видит явление и процесс изнутри. Когда в Москве конца 19 века постоянно вставала проблема с разрывами водопроводных труб и бедствие разрослось до таких масштабов, что готовы были совсем отказаться от водопроводной системы и вернуться к прежней жизни без труб: возить воду бочками и таскать ведрами из Москвы-реки и дворовых колодцев, была создана специальная комиссия для выяснения причин происходящих разрывов. Жуковский тогда как раз занимался гидравликой и был приглашен стать ее членом. Вскоре опытным путем он определил, что главной причиной разрыва водопроводных труб в городе является сильная ударная волна воды, происходящая при резком открывании или закрывании кранов. Инженеры при строительстве трубопровода не рассчитали, что при переходе этой волны с некой скоростью из большей трубы в меньшую сила давления образуется гораздо большая, чем та, которую способна выдержать труба. Жуковский написал так называемую «ударную диаграмму», по которой прямо не выходя с водокачки, очень легко можно было определить, где в тот или иной момент произошел разрыв. Рабочие-водопроводчики даже отказывались рыть яму, когда их отправили на совершенно чистую улицу в Москве и сказали: «Ройте, труба лопнула тут!». Мостовая была абсолютно суха на тот момент. Но стоило рабочим снять верхний песчаный слой, как захлюпала глина, полностью пропитанная водой. Тогда они, конечно, поверили.
Так что, товарищи, не забываем про открытие Жуковского и с осторожностью подходим к открытию кранов после того, как на некоторое время перекрывали воду!
Работа Жуковского «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах» (1899) была переведена на несколько иностранных языков и принесла ученому международную известность.
Но главная страсть ученого, конечно же, это воздух и небо. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц и в 1891 году написал работу «О парении птиц». Жуковский нашёл траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность "мёртвой петли". Через 21 год, в 1913-м, русский военный летчик Петр Нестеров выполнил эту "мертвую петлю" на самолете. Прежде чем совершить петлю, Нестеров советовался с Жуковским по практическим вопросам выполнения этой фигуры.
В 1895 году Жуковский ездил в Германию, где встречался с пионером авиации Отто Лилиенталем, который сделал первый планер, взяв за основу крыло аиста. Как и Жуковский, Лилиенталь тоже отталкивался от полета птиц. Николай Егорович приобрёл один из его планеров для исследований. Летали на нем лишь несколько раз студенты Жуковского в Лефортовском парке. При этом планер они поломали, потом починили и уж больше не трогали)) Этот планер сохранился до наших дней и находится в музее.
Жуковский также сформулировал теорему, дающую количественную величину подъёмной силы крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. Чтобы проводить эксперименты непосредственно в полете, не обусловленном силой тяжести, Жуковский построил аэродинамическую трубу. Впоследствии под его руководством стала действовать целая аэродинамическая лаборатория. В музее можно увидеть оригинал одной из аэродинамических труб Жуковского.
Аэродинамическими трубами пользуются до сих пор и не только в испытаниях самолетов, но и в промышленной архитектуре: особенно высокие городские объекты обязательно должны пройти нужные аэродинамические тесты в трубе. После таких тестов, к примеру, многие небоскребы Москва-Сити пришлось "укоротить", так как эти высотки испытаний не прошли... Вот макеты известных зданий и памятников, которые побывали в трубе:) В центре самый высокий небоскреб - это такого размера планировали Москва-Сити, а слева - какой пришлось построить после испытаний.
А вот на фото можно увидеть, как проходят такие испытания
Работа в лабораториях позволила Жуковскому создать теорию, которую он сразу же оформил в курс «Теория воздухоплавания» и стал читать его в МВТУ. После первой же лекции, состоявшейся осенью 1909 года, воодушевленные студенты решили создать Воздухоплавательный кружок. Председателем, конечно, стал Николай Егорович. Из этого кружка вышло много будущих ученых России мирового масштаба: Туполев, Архангельский, Ветчинкин, Стечкин и многие другие. Жуковский умер в 1921 году, но дело его жило.
В остальных залах мы можем в подробностях узнать, как развивалась советская авиация дальше, посмотреть модели самых интересных наших самолетов!
Знаменитый "Илья Муромец" - цельнодеревянный биплан Сикорского, установивший ряд мировых рекордов и ставший визитной карточкой русской авиации перед Первой мировой войной и во время оной.
Аэросани с двигателем "Люцифер"))) Были разработаны в 1923 году в ЦАГИ под руководством Туполева - цельнометаллические машины из нового легкого сплава, созданного в нашей стране, - кольчугалюминия.
Поразил самолет, к которому пристыковывались еще 5!!! Не знала, что такие были. Блин, уже забыла его название. С удовольствием, кстати, посетила бы эту экскурсию еще раз))
В общем, много в музее всякого интересного. Вот, к примеру, наш самолет Можайского, который был создан еще в 1885 году, до самолета братьев Райт! Правда, взлететь ему так и не удалось, но тем не менее, можно сказать, что мы были первыми, кто построил самолет))
А это летающий автомобиль "Чайка", разработанный Горьковским автозаводом при участии ЦАГИ. Эх, жаль, не пустили в массовое производство...(
В общем, музей преинтереснейший! Очень довольна, что попала на эту замечательную экскурсию.