Я "коллекционирую" увиденные мною иконы и фрески Святого Христофора псеглавца. Именно те, которые с собачьей головой. В России их чуть больше 10, остальные были уничтожены в 18 веке, когда православная церковь запретила этот сюжет. Узнала, что в Музее Русской Иконы тоже есть святой Христофор. Пошли посмотреть на его икону, а увидели столько интересного, что остались невероятно довольны этим походом!
Во-первых, музей наикрутейший! Современный, богатый, но со вкусом. Во-вторых, в первом зале экспозиции вдруг Христианское искусство Эфиопии. И это такой кайф! Видно, что вера в Эфиопии приносит радость и позитив. Это единственная в Африке с древних времен христианская страна, где процент христиан на сегодняшний день составляет аж цифру 60!
В музее русской иконы самая богатая в России (а, может, и в мире) коллекция памятников христианского искусства Эфиопии. Тут вам и очень красивые кресты, веселые иконы и складни, яркие картины религиозного и светского характера, а также всякие этнографические предметы - гончарные изделия, плетение, резьба по дереву и роспись по коже, лубок. В основном это предметы 18-19 и начала 20 века.
Деревянные кресты ох как хороши!
И не деревянные тож!
Но больше всего меня порадовали, конечно, иконы и складни. Кто не успел сходить на выставку Фриды Кало - добро пожаловать в музей русской иконы, здесь полно яркого наивного искусства!)
Рождество)
Да-да, расписные страусиные яйца:))
"Царица Савская посещает царя Соломона", куда ж в Эфиопии без этого сюжета))
Что тут Савская царица,
Соломонова подруга,
Эфиопская педантка,
Что умом блистать старалась
И загадками своими,
Наконец, уж надоела!
(Г.Гейне "Prinzessin Sabbath")
Ведь эфиопские правители верят в легенду о своем происхождении от царя Соломона и царицы Савской. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1975) относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц, а Тафари Маконнен - имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей. После его коронации последователи ямайского движения "Назад в Африку" решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко - «раста».
Шикарная и интересная экспозиция, не ожидали увидеть такое в музее русской иконы:)
Вообще музей частный, создан предпринимателем и меценатом Михаилом Абрамовым, и работает бесплатно. Беспрецедентный случай!)) Это самое крупное частное собрание в России и довольно широкое по охвату произведений. Русская иконопись представлена с 14 по 20 век.
Есть там и отличная экспозиция металлопластики, по которой я фаначу с некоторых времен))
Шикарные Борис и Глеб в эмалях, никогда раньше таких не видела...
А вот и он, мой любимчик, красавец святой Христофор. Икона 17 века
Прекрасная большая икона наиредчайшего сюжета! Но на этом сюрпризы не закончились!:)
В музее проходит две выставки, на одной из которой «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» вдруг неожиданно сталкиваемся с еще одним Христофором! Даже не знаю, как описать свои чувства! Повторяю, в России икон с Христофором всего около 10, и встретить в одном музее сразу две - это просто чудо! Я счастлива!:) Теперь в моей коллекции уже 6 экземпляров!
Святые Антипа, Христофор и Косма, 17 век, из Покровской старообрядческой церкви г. Серпухов
В принципе не мудрено, что Христофор оказался в коллекции Анны Мараевой. Это серпуховская собирательница, купчиха 2-й гильдии из старообрядцев. А как раз старообрядцы продолжали почитать святого Христофора, несмотря на запрет.
Очень интересная икона из собрания Анны Васильевны «Омовение ног», которую привезли из Серпуховского музея. Данная икона находится в процессе реставрации, и мы можем увидеть раскрытый слой. После выставки икона вновь отправится в мастерскую им. Грабаря для продолжения работы.
А это распятие с врезным крестом (19 век) я уже видела в прошлом году в музее Рублева на выставке старообрядческого мастера Родиона Хрусталева, после чего и загорелась металлопластикой. Мечтаю заиметь в свою коллекцию что-нибудь с эмалями!
Приятно было повстречать эту работу с крестом Хрусталева еще раз!)
Вторая выставка, которая сейчас проходит в музее - уральские иконы 18 - начала 20 века из собрания Музея «Невьянская икона» (Екатеринбург). Это коллекция тоже из частного музея, созданного Ройзманом.
Заказчиками и исполнителями невьянских икон были старообрядцы разных согласий - поморцы и часовенные. Их предки ушли на Урал от преследований из разных регионов центральной России и образовали самобытную культуру. Эта иконопись удивительным образом сочетает консервативность и использование передовых для своего времени технических возможностей: образы, написанные по древним прорисям, обобщены и суровы, но при этом иконные доски обработаны заводским способом, по последнему слову техники. Невьянская икона - самая поздняя и последняя иконописная школа России. Мне понравилось, чем-то Палех напомнило, который я очень люблю.
Огненное восхождение пророка Илии, 18 век
Мученника Антипу не часто увидишь на иконах, зато это частый сюжет на старообрядческих складнях. Чтили старообрядцы этого святого очень.
А вот и Палех!)
Спас Эммануил, 18 век
Еще из особо понравившихся икон музея:
Се агнец, первая треть 17 века, Русский север, Архангельск. Впервые вижу такой сюжет...
Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, с преподобной Феодосией на полях, 1580-1590-е годы, Москва, Царские мастерские
Икона представляет собой своеобразный парный портрет великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины - тезоименитых святых царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. В 1592 году случилось знаменательное событие - «разрешение неплодства царицы» дочерью Феодосией. Видимо, с этим событием и связан один из этапов создания иконы - на полях был приписан образ преподобномученицы Феодосии, названной здесь «девицей». Манера письма этой приписной фигуры заметно отличается от живописи средника, это позволяет предполагать, что время создания иконы − за несколько лет до 1592 года, когда в июне на ее полях в честь рождения долгожданной наследницы рядом с венценосной святой ее царственной матери была приписана фигурка преподобной в молитвенной позе. Изображение преподобной мученицы Феодосии вряд ли могло появиться здесь после 1593 г., поскольку 7 декабря этого года маленькой царевны не стало...
Святые благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин, конец XV века, Ростовские земли
Образ святого князя Смоленского и Ярославского Феодора с сыновьями Давидом и Константином в соответствии с традицией русской княжеской иконографии представляет своеобразный тройной портрет правителя-отца с двумя чадами - наследниками престола. Эта икона относится к древней иконографической традиции: представленные строго фронтально в полный рост фигуры святых князей повторяют характерный тип надгробного изображения и восходят к композиции шитого покрова 1501 года с раки нетленных мощей чудотворцев.
Так, ладно, на этом буду заканчивать, вряд ли иконы всем так интересны, как мне))) Вот напоследок чудесная колесница Ильи-пророка:)
Музей очень крутой, я даже не ожидала. Находится он в центре, на Таганке. Вот виды еще сняла из стеклянного лифта, решили прокатиться с четвертого этажа))
А вот сам музей