Часть 2.
В Талдоме мы поселились в неплохой (и единственной) гостинице "Бомонд". Центр города осмотрели минут за 20, поэтому решили съездить еще в Кимры, это где-то полчаса езды на машине, но уже Тверская область.
Кимры мне очень понравились, особенно городская застройка в стиле модерн. Но плакать хочется от того, в каком всё это состоянии. Замечательные памятники архитектуры рассыпаются на глазах, а мы всё в Сирию летаем...
Самым ухоженным выглядит в Кимрах мост через Волгу.
А вот таких плачевных дорог как в Кимрах я давно не видела, всё как после бомбежки. В некоторых местах даже тротуаров нет, одна пыль. На фото один из самых приличных тротуаров в городе. Булыжник!!! Небось еще до революции клали, поэтому всё еще держится...
Кто куда в новом городе, а мы в краеведческий:)) И так дверь пытались открыть, и эдак, никак... Потом из недр музея показались две женщины и опечалили нас сообщением, что у них выходной. Видя наши вытянувшиеся лица и узнав, что мы приехали из Москвы, они пошли к директору испрашивать разрешения провести нас по музею. Он разрешил открыть экспозицию на первом этаже. Женщины радостно побежали всё открывать и включать свет. Да еще и экскурсию нам провели. Я прям сильно растрогалась. Как же здорово встречать таких душевных людей, так любящих свое дело и свой город. С жаром рассказывали про Кимры и его историю.
На фото я на фоне кимрского пейзажа из прошлого с местными башмачниками из артели конца 19 - начала 20 века. А так и не скажешь, что это простые башмачники...
Кимры - столица сапожного царства. Мы обмолвились нашим экскурсоводам, что в Талдомском музее нам так говорили про их город. Они даже оскорбились немного, ведь кимряки начали шить обувь для армии еще при Петре Великом и со временем стали одними из основных её поставщиков. Обувь Кимрских мастеров пользовалась популярностью по всей России и даже шла на экспорт. Во второй половине 19 века кимряки продавали обуви на 5-6 млн. руб. в год, что требовало соответствующего обращения с капиталом, поэтому в 1871 году в Кимрах открывается крестьянский банк, а в 1901 году железнодорожное сообщение с Москвой. Население Кимр всё больше богатеет.
"Странное это было село. На центральной улице возвышались каменные здания и гостиный ряд. Люди крестьянского сословия ходили в городской одежде и кожаной обуви, прилавки магазинов ломились от заморских вин…" Но несмотря на всё богатство Кимр, большое количество каменных зданий и рост населения, статус данного населённого пункта был сельским. Это связано с нежеланием кимряков платить дополнительные налоги, которые для села были существенно меньше, чем для города;) Лишь в 1917 году Кимры получили статус города.
Вот какие изящные башмачки шили в Кимрах в 19 веке!
Ну, а окажись те зажиточные кимряки в дне сегодняшнем, думаю, пришли бы в ужас от состояния своего города...
Руины в самом центре...
Особняк купца Теплова, 1906 год. Здесь сейчас местный дом культуры. Когда мы его фотографировали, к нам подошла женщина со словами надежды, что мы поможем как-то разобраться с таким плачевным состоянием города и напишем куда следует...
Весь центр города - образец архитектуры модерна и деревянного зодчества. Десятки чудесных домиков. Как же хочется всё это спасти!!!
Поезжайте в Кимры, друзья, пока не поздно! Боюсь, что лет через 10 мы уже не сможем увидеть все эти уникальные дома!
В общем, Кимры покидали в смешанных чувствах, как вы понимаете...
А на следующий день отправились к нашей главной цели путешествия - в село Спас Угол. Именно здесь 15 (27) января 1826 года в родовом имении своего отца родился великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
При въезде в село новый музей сразу бросается в глаза. Странно видеть среди полей, лесов и деревянных домиков это современное строение из стекла и бетона...
Зашли в музей, а там нам сообщили, что сегодня день бесплатного посещения, а в 2 часа состоится еще и кураторская экскурсия. Прямо чудеса какие-то!:) В ожидании этой экскурсии мы пошли бродить по усадьбе. Барский дом, увы, не сохранился. Он сгорел при непонятных обстоятельствах в 1919 году.
В 1957 году на территории усадьбы был установлен памятник Салтыкову-Щедрину. Это копия работы 1881 года знаменитого скульптора Л.А. Бернштама. Сам писатель при жизни считал этот бюст «весьма удачным» и завещал установить его на своей могиле.
Спасо-Преображенский храм был построен стараниями бабушки писателя помещицей Н.И. Салтыковой в 1797 году. Здесь и был крещен Миша Салтыков на второй день после своего рождения.
После революции церковь была закрыта и много лет простояла заколоченная. В 70-е годы началась ее реставрация, а в 1986 году к 160-летию писателя в ней был открыт музей. В 1994 году часть экспозиционной площади музея (алтарная и храмовая части) были переданы Спасскому приходу и музей стал делить помещение с РПЦ. И лишь в январе 2017 года музей переехал в свое собственное здание...
За церковью находится родовое кладбище Салтыковых, сохранились могилы деда, отца, старшего брата и сестер Михаила Евграфовича.
На могиле отца выбита достаточно известная эпитафия, которая встречается в том или другом виде на надгробьях кладбищ разных городов. Сергей Николаевич Шубинский в своих «Исторических очерках и рассказах» как раз говорит: «о таких надгробных надписях, которые были, так сказать, ходячими и, за неимением оригинальных, повторялись на разных памятниках» . Далее приводится практически наш пример:
Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так, как я;
Присядь и отдохни на камне у меня,
Сорви былиночку и вспомни о судьбе;
Я - дома, ты - в гостях; подумай о себе.
Видимо, Марина Цветаева тоже не раз встречала эту эпитафию на кладбищах и её "Прохожий" вариация на эту же тему...
Меж тем время близится к двум часам, пора возвращаться в музей!
Экскурсию проводила сама директор музей, с душой и эмоциями. Было очень интересно! Опять на нашем пути встретился человек, ратующий за свое дело. От этого тепло на сердце.
И сразу же нас встречает недавний знакомец - Вебрилковский фарфор!)
Макет не сохранившегося господского дома. Работники музея (коих всего четверо) мечтают о восстановлении этой усадьбы, ведь в 2026 году будет 200 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина, вдруг правительство расщедрится? Мы от души пожелали сотрудникам музея удачи в этом благом деле!
На фото матушка писателя. Знакомые называли ее «министр в юбке», «кулак-баба». Это при ней владения семьи увеличились с 275 душ и 3,5 тысяч десятин земли до 2600 крепостных душ и 17,5 тысяч десятин земли. В результате чего Салтыковы из небольших помещиков стали крупнейшими землевладельцами Тверской губернии. А ведь она вышла замуж 15-летней девушкой за обедневшего помещика средней руки с кучей долгов. Но каким-то непостижимым образом взяла управление имением в свои руки и добилась невероятных результатов. Как неграмотная девушка из купеческой семьи (где женский пол не принято было обучать грамоте), приехав из Москвы, с Арбата, в далекую деревню смогла тут устроиться и практически стать главой семьи?! Об этом очень интересно написано в "Пошехонской старине".
Месяцеслов семьи Салтыковых, куда подробно записывались все происходящие события.
На следующем фото можно видеть почерк Михаила Евграфовича. Будучи в ссылке в Вятке за вольнодумство, он взял для литературных публикаций псевдоним Щедрин, впоследствии присоединившийся к фамилии. Интересно, что из ссылки, в которой он пробыл больше 7 лет, будущего классика помогла вызволить Наталья Николаевна Ланская, в первом браке - Пушкина! В 1855 она со своим мужем была в Вятке и общалась с молодым опальным прозаиком. Он помогал «музе поэта» писать официальные письма в Санкт-Петербург, чтобы личные бумаги Александра Пушкина возвратились в семейный архив. В свою очередь Ланские любезно похлопотали за Михаила Салтыкова, который вскоре был назначен чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел, а позже назначен вице-губернатором в Рязань…
Всю жизнь Салтыков-Щедрин и делом и словом боролся с чиновничьим бепределом, неправдой, воровством и взятками. И "до боли сердечной" любил Россию и русскую литературу. Вот его полное собрание сочинений. Я еще в школе читала его сказки, "Город Глупов" и "Господа Головлевы", сегодня наслаждаюсь "Пошехонской стариной". Думаю, на этом не остановлюсь;)
После экскурсии еще долго разговаривали с директором музея, кажется, её сильно тронуло, что мы читаем "Пошехонскую старину" и приехали в Спас Угол специально ради Салтыкова-Щедрина. Все посетители уже разошлись, а она захотела показать нам еще на первом этаже экспозицию с поделками детей по творчеству писателя. На генерале из "Города Глупова" замечаем значок "Белгород - город первого салюта"))
После музея решаем еще погулять по окрестностям вокруг усадьбы. Приятно ходить там, где ходил Салтыков-Щедрин:)
«Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной точно так же, как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого»