Нет-с, друзья, это не аллюзия на известный анекдот про Рембрандта. У Репина действительно есть толстенная книга мемуаров "Далекое близкое". Прикупила как-то в букинисте, очень уж уютное издание 1949 года, плюс увидела в содержании очерки про Крамского, Стасова, Ге, Толстого, Серова и др. А я очень уж люблю всякие несвежие сплетни:))
Собственно, эти очерки и есть самое интересное в книге. Про детство Репина в Харьковской губернии мне не понравилось совсем, какая-то дикая литературщина с кучей персонажей и закосом под Гоголя периода близ Диканьки. А вот когда Репин поехал учиться в Петербург, познакомился с разными художниками, вот тут уже стало интересно. Очень понравилось, что он обо всех пишет с душой, восхваляет чужие таланты очень искренне и с кучей метафор эмоциональных, никакой зависти, приятно читать.
Еще отличная глава про написание "Бурлаков на Волге". Репин поехал на Волгу собирать материал для картины со своим младшим братом и художником Федором Васильевым. В итоге, мы получаем представление почти про всех персонажей картины. Самый интересный - это бригадир бурлаков Канин - бывший регент церковного хора, поп-расстрига. Человек необычной судьбы, олицетворяющий лучшие черты русского народного характера. Его образ Репин сделал в картине центральным. Он точно какой Сократ: «Что-то в нём было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб… А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак».
Репин писал "Бурлаков на Волге" несколько лет. Закончил, когда ему было 29. После этой картины о нем заговорили как о новом явлении в искусстве. Но несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» назвали «величайшей профанацией искусства». Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 годах, когда на смену парусным лодкам пришли пароходы, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!» Да и вообще бурлаки - это не такие уж оборванцы, как изображено на картине. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были даже и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Вот еще нашла в инете интересное фото женской артели.
Ну и напоследок о любимом. О посещение Репиным художественной выставки в Париже, где импрессионисты, постимпрессионисты, все дела. Я еще читая Дневники старшей дочки Толстого - Татьяны Львовны, пришла в восторг от ее реакции от увиденного. У Репина не легче:
"Переступаю порог и... ужасаюсь. Обвожу взглядом весь огромный зал неестественно набеленных картин, и мне делается все жутче от их вида и содержания. Кажется, я попал в дом умалишенных. То бросаются в глаза неестественные цвета изуродованных предметов природы, то обнаженные тела, большею частью женщин, в невероятных поворотах, с невозможными преувеличениями частей и с явным выражением сумасшедших движений. Композиции картин исключают всякий критерий. Тут царит полный сумбур противоестественности, вычурности, сопоставлений, освещений, соединений и раскрасок. Все эти картины кажутся произведениями душевнобольных, их бреда, их бессилия довести до конца свои быстро сменяющиеся фантазии..."
Ну прелесть же?))
В общем, для меня мемуары Репина как литературное произведение - не восторг. Но ознакомиться было весьма любопытно. Художника же Репина я очень люблю, как и всех передвижников. Любимую картину назвать трудно. Нравится практически всё.