Последний бой последней Кёльнской "Пантеры"

Mar 15, 2023 08:12

Служили в Панцерваффе пятеро немецких парней. И прямо скажем, не самое лучшее время для службы им выпало: 1945 год. С востока на Рейх наседают русские. С запада американцы и англичане. И вот занесла судьба пятерых арийцев в город Кёльн, некогда славящийся своей архитектурой, а к 1945 г превращённый в жалкие руины. Выпало им сражаться против наседающих войск Союзников в экипаже последней Кёлньской "Пантеры", благодаря чему они, собственно и прославились. Именно в тот момент там оказался американский кинооператор Сигнального Корпуса 1-ой армии, Джим Бейтс, который рискуя жизнью (тоже храбрый был парень) смог запечатлеть на коноплёнку последний бой Кёльнской "Пантеры" в реальном времени. Всё войска Вермахта и SS давно из Кёльна отступили. Кто-то сдался в плен американцам, кто-то погиб в бою, кто-то переоделся в гражданскую одежду и бежал куда глаза глядят. Но эти пятеро парней были не из таких. Они решили принять последний бой и на своей "Пантере" противостоять целой американской танковой дивизии. 6 марта 1945 года, одними из первых в Кёльн ворвались подразделения 3-й ТД США, встречая перед собой небольшое сопротивление в виде Panzerkampfwagen IV и малочисленной немецкой пехоты. По Комёдиенштрассе ехали два американских танка «Шерман» роты F, 32-ого танкового полка. Танки сопровождала пехота и корреспонденты разных новостных агентств, среди которых был и Джим Бейтс, который смог снять уникальные кадры танкового боя "Пантеры" против "Першингов" и "Шерманов" в реальном времени.
На Комёдиенштрассе два «Шермана» встали слева и справа от дороги. Правый американский танк имел обзор на улицу ведущую в тоннель ж/д вокзала, а левый танк - обзор на выезд с площади собора.
Внезапно правый Шерман подбит - выстрел орудия "Пантеры" поразил его в башню. В танк прилетает ещё один снаряд - рикошет, машина загорается. Один из членов экипажа «Шермана» выпрыгивает из башни, катится по крыше МТО и спрыгивает за танк, к нему на помощь бежит один из американских солдат.

Правый «Шерман» подбит 2-мя попаданиями снарядов в лоб башни из пушки "Пантеры" », которая стоит на дальнем участке улицы, в тоннеле. "Шерман" загорелся, трое танкистов погибли. Левый «Шерман» отступает в сторону церкви Святого Андреаса.

После этого "Пантера"сменила позицию и развернулась в сторону Комедиенштрассе. Очевидно, это направление немецкий командир счёл более подходящим и подставил под возможный удар лобовою броню, практически не пробиваемую снарядами «Шерманов». Правда, при этом со стороны другой улицы «Пантера» рисковала получить снаряд в тонкий бортовой лист.

Ещё одним источником опасности для «Пантеры» стали окружавшие собор здания. Без пехотного прикрытия танк был фактически беззащитен: в любой момент в окне соседних зданий мог показаться американский солдат с «базукой» или трофейным «фаустпатроном».

И кёльнская «Пантера» действительно попала «в прицел» американцу, забравшемуся в одно из зданий рядом с собором - сержанту сигнального корпуса США Джиму Бейтсу. Правда, его личное оружие представляло собой 16-мм кинокамеру. Зато второй боец, вместе с кинооператором рассматривавший «Пантеру» из окна массивного особняка Немецкого трудового фронта, был вооружён солиднее: Роберт Эрли командовал одним из новейших танков М26 «Першинг» с 90-мм пушкой, проходивших в 3-й бронетанковой дивизии фронтовые испытания. Именно ему и было поручено уничтожить смелую «Пантеру».

Оценив из окна обстановку, Эрли решил выдвигаться по более узкой улице Марцелланштрассе. Первоначально предполагалось, что «Першинг» выкатится из-за угла, остановится и выстрелит в борт «Пантере». Именно такой план изложил танкист кинооператору, договорившись, что тот попытается снять ход боя.

Всё обернулось драматичнее. Как вспоминал наводчик американского танка капрал Клэрэнс Смойер:

«Нам повезло, что наш М4 заменили на М26 «Першинг» с 90-мм пушкой. Мы продвигались, захватывая Кёльн, и были рядом с центром площади перед кафедральным собором, когда один из наших танков, М4 «Шерман», приблизился к центральной площади и был подбит немецкой «Пантерой». Погибли три танкиста. Когда это произошло, нашему экипажу приказали выехать по соседней улице и уничтожить немецкий танк. Выехать на перекрёсток нужно было настолько, чтобы мы смогли выстрелить в борт вражескому танку, у которого орудие смотрело на другую улицу».

Когда «Першинг» выехал на перекрёсток, водитель в перископ увидел орудие «Пантеры», которое поворачивалось в сторону его танка. Чтобы не стать неподвижной целью, «Першинг» выскочил на середину перекрёстка. Наводчик вспоминает, что первый выстрел произвёл в движении:

«Затем мы остановились, и я выстрелил ещё два раза, чтобы убедиться, что они не откроют по нам огонь. Все три наших снаряда пробили броню: один - под орудийной маской и два - в борту. Два снаряда в борт прошли полностью насквозь и вылетели с другой стороны. Ясно, что никто из их экипажа не выжил в этом суровом испытании».

Насчёт числа и мест попаданий капрал был прав, а вот насчёт немецких танкистов - заблуждался.
Из пяти членов экипажа "Пантеры" двое остались в живых. Это командир танка Бартельборт и наводчик Кёниг. Механик-водитель (имя не установлено) сгорел в танке (там и нашли его останки). Еще один танкист скончался в госпитале. Судьба пятого члена экипажа неизвестна.
https://mikle1.livejournal.com/2558483.html
http://pro-tank.ru/blog/1458-duehl-tankov-u-kelnskogo-sobora
https://warspot.ru/3526-posledniy-boy-kyolnskoy-pantery-unikalnaya-kinohronika

https://youtu.be/BLVjZJMLJLI

wwii

Previous post
Up