Это нормальный процесс, вспышки озарений чередуются со вспышками сомнений. Главное - процесс идет.
Что касается практики - все очень просто - она нужна для того чтобы превратить теоретическое знание в практическое, реализацию, переживание.
Пока сохраняется чувство "я", сохраняется и отделенность и уверенность в свободе воли, и страх и страдания. Практика нужна именно для настоящего избавления от этих заблуждений.
Как больной чтобы выздороветь, вернуться к своему естественному состоянию, должен лечиться, так и мы все, пораженные болезнью неведения, должны излечиться от нее путем карма-йоги, бхакти-йоги, джнана-йоги и вернуться в наше естественное целостное состояние.
Если у тебя действительно нет ощущения отделенности, личности, "я", нет никакого отождествления с этим телом-умом, никакая практика тебе не нужна. Если же это еще не так, пока ложное чувство "я", "личность", "деятель" сохраняется - с ним можно и нужно бороться путем различных практик, подрывающих и уменьшающих это неведение.
Солнце действительно всегда сияет, но чтобы увидеть его сияние нужно разогнать закрывающие его облака. Если этого не сделать, никакого солнца реально ты не увидишь, облака сами не разойдутся, а о солнце ты будешь знать только из книжек. Ты можешь сколько угодно говорить - солнце сияющее, яркое, лучезарное, но пока облака загораживают его это будут только слова, а не реальный опыт, не реальное переживание.
Конечно, есть практики, которые только усиливают чувство "я", раздувают эго, сгущают облака - и главной такой практикой является наша обычная, повседневная жизнь. Но есть и практики, которые уменьшают эгоизм, ослабляют "я", разгоняют облака - медитация, размышление, мантры, поклонение, бескорыстные действия, аскеза и т.п.
Они именно уменьшают отождествление с телом и умом, чувство отделенности, чувство "я - деятель", поэтому они необходимы.
Если нет свободы воли, не зависимо от того, есть понимание или нет - тогда человек не способен делать ничего, кроме того, что должно быть сделано. Если данный человек должен заниматься практиками, он будет это делать, если ему предписано судьбой прожигать жизнь - он будет делать это. Нет выбора делать то или это и нет выбора результата. Как сказало одно дерево моей подруге "ты - ветер, лети куда хочешь, превратись в ураган или в штиль, поднимай и неси, ты свободен в своей жизни! Но кто управляет этим ветром?" У меня нет знания того или этого, только внутреннее чувство
Очень хороший вопрос и очень важная тема - свобода воли или предопределение.
Давай посмотрим: свобода или несвобода - всегда ЧЬЕЙ-ТО воли, то есть какой-то ЛИЧНОСТИ.
Поскольку в реальности отдельных независимых личностей не существует, целиком снимается и вопрос свободы воли. Если нет личности, значит нет и ее воли, значит нет ни свободы воли ни несвободы воли. Это все равно как говорить о повадках и привычках змеи, когда никакой змеи нет, а есть только веревка.
Однако это пока опять-таки для нас только красивые слова, только теория, только описание солнца за облаками. Пока у нас сохраняется понятие отдельной личности, отдельного "я", автоматически сохраняется и представление о свободе воли.
Возьмем простой пример - если на нас падает камень, мы (разумные взрослые люди) на него не обижаемся и не сердимся, поскольку понимаем - обижаться не на кого. Камень - не личность, он сам не решает, упасть ему или нет.
А если в нас бросает камень человек (либо делает нам еще какую-нибудь гадость - мучает нас, обижает, пытает, издевается и т.п.) - у нас обычно возникает эмоциональная реакция в виде неприязни, злости, гнева, ненависти, потому что мы уверены - этот человек ЛИЧНОСТЬ, обладающая свободой воли, он сам решает, мучить нас или нет.
Как же определить уровень своего понимания, реализации того факта, что никаких личностей, обладающих свободой воли, нет?
Как раз по полному отсутствию негативных эмоций, злобы, ненависти, страха в отношении любого человека, даже причиняющего нам самые сильные страдания. Христос говорил о распинающих его солдатах - "Прости их, Отче, ибо они не ведают, что творят", а в нашем случае даже прощать никого не придется, потому что будет полная убежденность, что никаких ЛИЧНОСТЕЙ вообще нет.
Посмотри на себя внимательно, на свои реакции, на свои отношения с окружающими - и ты увидишь, насколько сильным является твое восприятие и ощущение отдельных, независимых личностей по отношению к самому себе и другим.
Ты иногда обижаешься на других людей, сердишься, злишься, стыдишься их, ты от них чего-то ждешь, чего-то хочешь? Или наоборот, тебе важно их мнение, одобрение, похвала, поддержка?
Будешь ли ты по-разному относиться к своему палачу, предателю, мучителю, и к своему лучшему другу, спасителю, благодетелю?
Если да, значит ты на самом деле считаешь, что они - личности и обладают свободой воли, а твои слова об отсутствии свободы воли - это только слова, теория, видимость, а не реальное переживание.
Делаешь ли ты сам когда-нибудь выбор? Выбираешь, что тебе надеть, что съесть, чем заняться, куда сходить, что прочитать? Есть у тебя при этом ощущение "я, zeroalex выбираю, решаю, делаю"?
Это и доказывает что пока что для тебя отсутствие свободы воли - это только абстрактная теория, а живешь ты совсем по другим законам - считая себя и всех остальных людей отдельными ЛИЧНОСТЯМИ, обладающими свободой воли.
Поэтому будь внимательным и не повтори очень частую ошибку, которую совершают люди, говоря "все предопределено, нет никакой свободы личности, поэтому у нас нет никакого выбора и нам не нужно прикладывать никаких усилий".
Это все равно как наркоман, который считает себя здоровым, а сам продолжает сидеть на игле.
Вот для этого и нужны практики, уменьшающие, ослабляющие наше эго, нашу обусловленность, наше представление о себе и других как об отдельных личностях.
Пока остается хоть след "я", остается и свободный выбор и возможность выбирать, что тебе делать, как пока продолжается сон, человек продолжает считать его реальностью.
Если тебе снится, что ты - крокодил, в этот момент это ощущение для тебя реально. Вот когда проснешься - и крокодил тут же исчезнет. Пусть в своем крокодильском сне тебе кто-то сказал, что ты - человек. Это ведь ничего тебе не даст. Ты останешься в своем сне крокодилом - будешь плыть по реке и щелкать пастью. Человеком ты "станешь" только когда проснешься. "Станешь" в кавычках - потому что ты всегда и был человеком, крокодилом ты не становился.
Люди, которые говорят, что все предопределено, что ничего делать не нужно, подобны таким крокодилам из сна, которые прочли что они - люди, но на самом деле продолжают оставаться крокодилами, продолжают спать. А чтобы проснуться от кошмара "я", "личности", "деятеля" нужно прикладывать усилия.
Так что вот мой совет - меряй все по себе, задавай себе простые вопросы, смотри на свое поведение в различных ситуациях. Если ты будешь меняться, если будет больше спокойствия, ясности, равновесия, меньше страха, гнева, злобы, привязанности - ты на правильном пути. Отдельные вспышки ясности и понимания должны постепенно, по мере практики, превратиться в непрерывное состояние чистого безличностного осознавания.
Однако здесь легко обмануться - ведь когда жизнь спокойная и нет особых раздражителей, кажется что ты уже достиг спокойствия, ясности, совершенства. Твое реальное состояние проверяется только в экстремальных ситуациях. Именно поэтому многие учителя подвергали своих учеников тяжелым испытаниям. Если твое спокойствие, ясность, отсутствие отрицательных эмоций действительно неколебимы, устойчивы, что бы с тобой не происходило - это и есть Реализация или Просветление.
Что касается практики - все очень просто - она нужна для того чтобы превратить теоретическое знание в практическое, реализацию, переживание.
Пока сохраняется чувство "я", сохраняется и отделенность и уверенность в свободе воли, и страх и страдания. Практика нужна именно для настоящего избавления от этих заблуждений.
Как больной чтобы выздороветь, вернуться к своему естественному состоянию, должен лечиться, так и мы все, пораженные болезнью неведения, должны излечиться от нее путем карма-йоги, бхакти-йоги, джнана-йоги и вернуться в наше естественное целостное состояние.
Если у тебя действительно нет ощущения отделенности, личности, "я", нет никакого отождествления с этим телом-умом, никакая практика тебе не нужна. Если же это еще не так, пока ложное чувство "я", "личность", "деятель" сохраняется - с ним можно и нужно бороться путем различных практик, подрывающих и уменьшающих это неведение.
Солнце действительно всегда сияет, но чтобы увидеть его сияние нужно разогнать закрывающие его облака. Если этого не сделать, никакого солнца реально ты не увидишь, облака сами не разойдутся, а о солнце ты будешь знать только из книжек. Ты можешь сколько угодно говорить - солнце сияющее, яркое, лучезарное, но пока облака загораживают его это будут только слова, а не реальный опыт, не реальное переживание.
Конечно, есть практики, которые только усиливают чувство "я", раздувают эго, сгущают облака - и главной такой практикой является наша обычная, повседневная жизнь. Но есть и практики, которые уменьшают эгоизм, ослабляют "я", разгоняют облака - медитация, размышление, мантры, поклонение, бескорыстные действия, аскеза и т.п.
Они именно уменьшают отождествление с телом и умом, чувство отделенности, чувство "я - деятель", поэтому они необходимы.
Reply
Как сказало одно дерево моей подруге "ты - ветер, лети куда хочешь, превратись в ураган или в штиль, поднимай и неси, ты свободен в своей жизни! Но кто управляет этим ветром?"
У меня нет знания того или этого, только внутреннее чувство
Reply
Давай посмотрим: свобода или несвобода - всегда ЧЬЕЙ-ТО воли, то есть какой-то ЛИЧНОСТИ.
Поскольку в реальности отдельных независимых личностей не существует, целиком снимается и вопрос свободы воли. Если нет личности, значит нет и ее воли, значит нет ни свободы воли ни несвободы воли. Это все равно как говорить о повадках и привычках змеи, когда никакой змеи нет, а есть только веревка.
Однако это пока опять-таки для нас только красивые слова, только теория, только описание солнца за облаками. Пока у нас сохраняется понятие отдельной личности, отдельного "я", автоматически сохраняется и представление о свободе воли.
Возьмем простой пример - если на нас падает камень, мы (разумные взрослые люди) на него не обижаемся и не сердимся, поскольку понимаем - обижаться не на кого. Камень - не личность, он сам не решает, упасть ему или нет.
А если в нас бросает камень человек (либо делает нам еще какую-нибудь гадость - мучает нас, обижает, пытает, издевается и т.п.) - у нас обычно возникает эмоциональная реакция в виде неприязни, злости, гнева, ненависти, потому что мы уверены - этот человек ЛИЧНОСТЬ, обладающая свободой воли, он сам решает, мучить нас или нет.
Как же определить уровень своего понимания, реализации того факта, что никаких личностей, обладающих свободой воли, нет?
Как раз по полному отсутствию негативных эмоций, злобы, ненависти, страха в отношении любого человека, даже причиняющего нам самые сильные страдания. Христос говорил о распинающих его солдатах - "Прости их, Отче, ибо они не ведают, что творят", а в нашем случае даже прощать никого не придется, потому что будет полная убежденность, что никаких ЛИЧНОСТЕЙ вообще нет.
Посмотри на себя внимательно, на свои реакции, на свои отношения с окружающими - и ты увидишь, насколько сильным является твое восприятие и ощущение отдельных, независимых личностей по отношению к самому себе и другим.
Ты иногда обижаешься на других людей, сердишься, злишься, стыдишься их, ты от них чего-то ждешь, чего-то хочешь? Или наоборот, тебе важно их мнение, одобрение, похвала, поддержка?
Будешь ли ты по-разному относиться к своему палачу, предателю, мучителю, и к своему лучшему другу, спасителю, благодетелю?
Если да, значит ты на самом деле считаешь, что они - личности и обладают свободой воли, а твои слова об отсутствии свободы воли - это только слова, теория, видимость, а не реальное переживание.
Делаешь ли ты сам когда-нибудь выбор? Выбираешь, что тебе надеть, что съесть, чем заняться, куда сходить, что прочитать? Есть у тебя при этом ощущение "я, zeroalex выбираю, решаю, делаю"?
Это и доказывает что пока что для тебя отсутствие свободы воли - это только абстрактная теория, а живешь ты совсем по другим законам - считая себя и всех остальных людей отдельными ЛИЧНОСТЯМИ, обладающими свободой воли.
Поэтому будь внимательным и не повтори очень частую ошибку, которую совершают люди, говоря "все предопределено, нет никакой свободы личности, поэтому у нас нет никакого выбора и нам не нужно прикладывать никаких усилий".
Это все равно как наркоман, который считает себя здоровым, а сам продолжает сидеть на игле.
Reply
Пока остается хоть след "я", остается и свободный выбор и возможность выбирать, что тебе делать, как пока продолжается сон, человек продолжает считать его реальностью.
Если тебе снится, что ты - крокодил, в этот момент это ощущение для тебя реально. Вот когда проснешься - и крокодил тут же исчезнет. Пусть в своем крокодильском сне тебе кто-то сказал, что ты - человек. Это ведь ничего тебе не даст. Ты останешься в своем сне крокодилом - будешь плыть по реке и щелкать пастью. Человеком ты "станешь" только когда проснешься. "Станешь" в кавычках - потому что ты всегда и был человеком, крокодилом ты не становился.
Люди, которые говорят, что все предопределено, что ничего делать не нужно, подобны таким крокодилам из сна, которые прочли что они - люди, но на самом деле продолжают оставаться крокодилами, продолжают спать. А чтобы проснуться от кошмара "я", "личности", "деятеля" нужно прикладывать усилия.
Так что вот мой совет - меряй все по себе, задавай себе простые вопросы, смотри на свое поведение в различных ситуациях. Если ты будешь меняться, если будет больше спокойствия, ясности, равновесия, меньше страха, гнева, злобы, привязанности - ты на правильном пути. Отдельные вспышки ясности и понимания должны постепенно, по мере практики, превратиться в непрерывное состояние чистого безличностного осознавания.
Однако здесь легко обмануться - ведь когда жизнь спокойная и нет особых раздражителей, кажется что ты уже достиг спокойствия, ясности, совершенства. Твое реальное состояние проверяется только в экстремальных ситуациях. Именно поэтому многие учителя подвергали своих учеников тяжелым испытаниям. Если твое спокойствие, ясность, отсутствие отрицательных эмоций действительно неколебимы, устойчивы, что бы с тобой не происходило - это и есть Реализация или Просветление.
Reply
Leave a comment