Не разобралась пока, и вообще-то не собираюсь) что такое джханы, но суть поста очень и очень мне близка. Всегда знала внутренне, что самое главное - это понимание. И любые практики, которые ставят целью какие-то способности и ориентируются на силу - уводят с пути. Все, становлюсь буддистом)))) Давно собиралась откопать в закладках и скопировать другую статью об этом же, значит уже пора.
Жирным шрифтом выделила главное для себя.
Оригинал взят у
suttavada_ru в
Сиддхи и джханыНе так давно в одном разговоре прозвучал такой аргумент в пользу тезиса, что джханы так просто не достичь: если, как говорится в суттах, четвёртая джхана сопровождается проявлениями сиддхов, т.е. сверхспособностей, а у практикующего сиддхов не заметно, то следовательно и четвёртая джхана в наше время мало кем достигается. Попробую ответить на этот аргумент, а точнее - приведу краткое резюме того ответа, который даётся по этому поводу в Суттаваде.
Первое. В суттах (при случае постараюсь привести конкретные цитаты) говорится скорее о том, что четвёртая джхана открывает путь к сиддхам. Что это значит? Это значит, что если человек, достигший четвёртой джханы и утвердившийся в ней, задаётся целью достичь той или иной сиддхи, он её достигает, с помощью специальных практик. Если он четвёртой джханы не достиг, эти практики будут бесполезны или опасны.
Второе. С позиции буддийского учения, полезны лишь некоторые из сиддх, и Будда рекомендовал ими заняться в качестве вспомогательных практик. Такой сиддхой например является память о прошлых жизнях и способность путешествовать по иным мирам - и полезно это лишь в плане более полного понимания работы механизма кармы. Повторюсь: эти практики будут иметь смысл и не будут опасны для психики лишь по достижении четвёртой джханы. Высшей же сиддхой в буддизме считается способность видеть непосредственно природу реальности. Взаимозависимое Происхождение, иными словами.
Третье. До этого имелись в виду джханы безмятежности. Если же практикующий, ценой невероятных усилий, достигает четвёртой джханы поглощения (т.е. одноточечного сосредоточения), то сиддхи у него проявляются спонтанно, поскольку одноточечное сосредоточение это по сути сама по себе магическая практика. Но людей, достигших четвёртой джханы поглощения действительно ОЧЕНЬ мало. Это единицы на всё человечество. Всё потому, что такая тренировка требует условий не менее специфических, чем тренировка олимпийского чемпиона. И к учению Будды подобное достижение отношения не имеет. Этот вид практики был повсеместен среди йогинов и до Будды и после него. Будда, когда ещё не был Буддой, прошёл этот путь и пришёл к выводу, что в контексте поставленной им перед собой задачи он (путь) является тупиковым.
И наконец четвёртое. Отношение к сиддхам - к стремлению к ним, к проявлению их на публике и прочему в этом роде - в буддизме крайне сдержанное. Поэтому если даже практикующий каким-либо образом обрёл некую такую способность, мы, скорее всего, об этом не узнаем. Сами по себе сиддхи в буддизме не являются мерилом чего бы то ни было. Если, конечно, не считать сиддху понимания.