Зеркальная галерея Версаля, покои Людовика XIV

Nov 10, 2009 15:12

Зеркальная галерея - подлинная жемчужина легендарного дворца. Построенная в 1678-84 годах выдающимся французским архитектором Жюлем Адруэн-Мансаром по указанию короля Людовика Х1У, она долгое время была центром основных событий светской и политической жизни страны. Ее внушительные размеры и роскошное убранство призваны были подчеркнуть величие и богатство Франции. Людовик Х1У, прозванный "Король-Солнце", подписывал здесь договоры, принимал иностранных послов.
За салоном Аполлона анфилада поворачивает под прямым углом и выходит в зеркальную галерею, окна которой обращены в парк. Фактически это часть террасы, над которой Мансард возвел Коробовой свод. Сложно представить себе что-нибудь более яркое и солнечное, чем зеркальная галерея Версаля. Идеологически это помещение должно было показать, что французские зеркала лучше итальянских. Воп­лощение идеи стало столь выразительным, что теперь почти во всех дворцах Европы и во многих дворянских усадьбах России есть свои маленькие зеркальные галерейки. Напротив каждого окна на стене Мансар установил зеркала. Взгляд посетителя, брошенный в парк, возвращается к зеркалу, в котором отражаются парк и небо. Тем самым зритель как будто оказывается в плену беспредельных перспектив- истинной и мнимой. Холодный голубоватый мрамор французских пилястр, разделяющих зеркала, усиливает эффект исчезновения стен. На живописных медальонах свода изображены военные победы Людовика XIV (Лебрен).
Зеркальная галерея замыкается салоном мира, мраморные стены которого декорированы бронзовым орнаментом с атрибутами войны. Плафон расписан Лебреном, изобразившим «Апофеоз Франции». Над камином - «Людовик XV, дарующий мир Европе» (Лемуан). Здесь анфилада вновь изгибается под прямым углом и ведет на половину королевы. Однако в соответствии с замыслом Людовика XIV именно здесь орбита вращающегося вокруг Солнца объекта достигает афелия и пройдя его, начинает вновь приближаться к светилу, следуя анфиладой короля, окна которой выходят в Мраморный двор.
Людовик XIV сознательно выбрал для себя комнаты, расположенные в старом дворце Людовика XIII. В кабинете королевского совета сохранился стол, за которым был подписан Версальский договор в 1919 г., и камин из красного мрамора. На камине бронзовые часы (1754), две вазы севрского фарфора, бронзовые фигуры Марса и Минервы.
Салон «Бычий Глаз» получил свое название за внутреннее окно характерной формы, выходящее в кабинет короля. У окна оборудована своеобразная антресоль для детских игр. На стене зала - портрет королевской семьи здесь же стол со столешницей из флорентийской мозаики и бюсты Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI,
В королевской спальне парадная кровать, отделенная от основного зала изящной балюстрадой. Посетители могли подойти к балюстраде, но не пересечь ее. Людовик XIV сознательно оставил а своем распоряжении столь незначительное пространство частной жизни. Он в полной мере осознавал, что девиз «Государство - это я» означает полное подчинение жизни монарха интересам Родины. Спальня расположена через стену от зеркальной галереи, точно на оси симметрии всего здания. В этом тоже есть определенный смысл. Король-Солнце, выглядывая из окон, видел перед собой не сад и парк, а рас­ширяющиеся рупором дворцовые дворы. Возможно, ему казалось, что так будет легче слышать просьбы, исходящие от народа.
Однако к ХХ веку Зеркальная галерея подошла в плачевном состоянии. Реставраторы восстановили росписи плафонов, которые, однако, они решили не делать излишне яркими, чтобы сохранить дух времени. В ходе работ была заменена значительная часть из 357 зеркал галереи, составляющих ее достопримечательность. Более трехсот лет назад Франции пришлось приложить огромные усилия, чтобы раскрыть секрет их производства, который Венеция сберегала в тайне ради получения огромных прибылей. При Людовике Х1У во Франции удалось наладить массовый выпуск крупных зеркал, что положило основу успешно существующей и по сегодняшней день корпорации "Сен-Гобен".


зеркала в интерьере, фотографии зеркал, статьи

Previous post Next post
Up